Греф: «Платон» обойдется России в 1,5 процентного пункта инфляции
Президент Сбербанка считает, что система оплаты проезда грузовиков имеет врожденные ошибкиСистема оплаты проезда грузовиков по федеральным дорогам "Платон" введена с проектными ошибками, заявил президент Сбербанка Герман Греф во время дискусии о развитии малого и среднего предпринимательства на съезде "Опоры России" в понедельник. "То, как это сделано, конечно, это недопустимо, просто недопустимо. Совершенно очевидны ошибки в проектном управлении. Такого рода изменения – это тоже реформа", – считает Греф.
Греф отметил, что создание сложной системы типа "Платона" должно было соответствовать всем правилам проектного менеджмента, однако ошибки допущены "с самого первого шага". "В результате мы видим сегодня серьезное влияние и вообще в целом на логистику в стране, и на настроение. И в конечном итоге мы увидим это в ассортименте наших товаров, особенно накануне Нового года, и в ценах. Уже сегодня, не знаю, насколько можно доверять, говорят о вкладе в инфляцию в следующем году примерно в полтора процентных пункта", – отметил топ-менеджер.
Негативный эффект от "Платона" для экономики России подсчитывали по-разному. Так, разные ритейлеры оценивали физическое уменьшение поставок товаров в первые дни работы системы в 1–9%. Coca-Cola Hellenic Bottling Company, писал "Интерфакс", ждет ухода с рынка примерно 20% транспорта с разрешенной максимальной массой свыше 12 т до конца декабря – в основном мелких перевозчиков.
В целом же, по оценке Грефа, платный проезд по определенным трассам обоснован. "Правильно ли это сделано? Я думаю, что к этому в конце концов надо приходить. В целом ряде стран Европы такая плата введена, в остальных такая плата вводится. Это может стать дополнительным источником сбора, чтобы строить более современные и качественные дороги", – полагает президент Сбербанка.
Плата за проезд грузовиков массой более 12 т введена с 15 ноября. Отвечает за ее сбор «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, в равных долях принадлежит фонду «РТ-инвест» и сыну Аркадия Ротенберга Игорю). Государство обязалось перечислять РТИТС по 10,6 млрд руб. в год вне зависимости от суммы сборов с грузовиков. 10 ноября правительство снизило первоначальный тариф 3,73 руб./км. До 1 марта 2016 г. тариф составит 1,53 руб., позже и до 31 декабря 2018 г. – 3,06 руб.
Введение системы в действие сопровождается ошибками и протестами водителей-дальнобойщиков. Штрафы за неуплату проезда для индивидуальных предпринимателей установлены в размере 40 000 руб. за первое и 50 000 руб. за повторное нарушение. Для юрлиц – на уровне 450 000 и 1 млн руб. соответственно. Самих водителей также предполагалось штрафовать на 5000 руб. Сейчас штрафы за неоплату проезда грузовиков взимаются только в Московской и Калужской областях.
По данным РТИТС на 15 ноября, в системе зарегистрировано более полумиллиона автомобилей. Всего же в России примерно 2 млн грузовиков массой более 12 т, принадлежащих российским лицам, около 400 000 – иностранным.