Правительство обещало помочь авиакомпаниям
Перевозчики просят льготы по НДС, субсидировать ставки по кредитам и увеличить компенсацию акциза на керосинМедведев также заявил о необходимости сохранения конкуренции: «Не уверен, что это была идеальная модель [советская с одним «Аэрофлотом»] <...> Если потребуется каким-то образом поддержать рынок, то мы эти вопросы обязательно рассмотрим». «Ничего готового по теме поддержки рынка нет. Есть много наработок: меры по привлечению инвесторов в отрасль, изменения антимонопольного законодательства, налогообложения», – говорит профильный федеральный чиновник. Можно было бы снизить требования к созданию новых компаний, правда, еще вопрос, стоит ли это делать: сейчас для чартерных перевозок авиакомпания должна иметь минимум три самолета, для регулярных – минимум восемь, продолжает собеседник.
Наши авиакомпании переживают не лучшие времена из-за проблем, связанных с терроризмом. Мы рассматривали вопросы поддержки перевозчиков. По всей вероятности, нам придется какие-то решения принимать», – заявил в четверг на саммите АТЭС премьер-министр Дмитрий Медведев (цитата по «Интерфаксу»). Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова на вопросы не ответила.
Предложение Минтранса – установить ставку НДС для авиакомпаний на внутренних линиях в размере 0%, сказал его представитель. «Со второго полугодия НДС на внутренних линиях составляет 10% (ранее был 18%), на международных – НДС нулевой, поэтому рост внутренних перевозок не компенсирует авиакомпаниям падения международных», – напоминает президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун. Просьба об обнулении НДС содержится в письме АЭВТ вице-премьеру Аркадию Дворковичу от 13 ноября (копия есть у «Ведомостей»).
«Годовой НДС гражданской авиации оценивается в 50 млрд руб. Оставление этих средств у авиакомпаний позволило бы отрасли выйти из убытков, которые в первом полугодии составили 28 млрд руб.», – рассказал Тасун. Ассоциация также предлагает ввести субсидирование ставок по кредитам. «Зимой авиакомпаниям не хватает денежного потока, возникают кассовые разрывы, в зимнее расписание особенно нужны кредиты, – объяснят Тасун. – На 2016 г. мы будем запрашивать 15–20 млрд руб. на субсидирование части процентных ставок».
Цена Египта
9 млрд руб. такие финансовые потери понесут только в 2015 г. российские авиакомпании от запрета полетов в Египет, говорится в письме АЭВТ Дворковичу. Возить пассажиров в Египет запрещено с 6 ноября по указу президента. Запрет продлится несколько месяцев, говорил руководитель администрации президента Сергей Иванов
Еще одно предложение – увеличить в 1,5 раза размер компенсации акциза на авиатопливо. Сейчас акциз частично компенсируется по постановлению правительства. В 2015 г. размер компенсации – около 3000 руб. с 1 т заправленного топлива, добавляет Тасун. В 2015 г. внутреннее потребление составит 9,5 млн т, оценивает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. То есть получается, что размер увеличенной компенсации составит 43 млрд руб. Все меры ассоциация просит задействовать с 2016 г.
«Мы за меры, которые позволят усилить конкуренцию на рынке авиаперевозок, в том числе за усиление конкуренции между российскими авиакомпаниями на международных маршрутах. Сейчас на многих востребованных популярных направлениях конкуренции нет – все перевозки выполняются в рамках одной группы компаний, и это негативно сказывается на бизнесе других авиаперевозчиков», – говорит представитель S7.
Действующая система антимонопольного регулирования отрасли достаточно эффективна, отмечает руководитель департамента по транспорту ФАС Дмитрий Рутенберг. «Из-за ухода «Трансаэро» и получения ее международных допусков «Аэрофлотом» конкуренция, конечно, снизится. Главное – чтобы предоставление допусков «Аэрофлоту» и его «дочке» – «России» было действительно временным», – оговаривается он. Представители Дворковича и «Аэрофлота» от комментариев отказались.
В подготовке статьи участвовал Иван Песчинский