«Трансконтейнер» и Fesco могут объединить бизнес

Их совладельцы обсуждают разные варианты сотрудничества
Fesco уже сейчас совладелец «Трансконтейнера» – у нее 24,1%
Fesco уже сейчас совладелец «Трансконтейнера» – у нее 24,1% / Д. Гришкин / Ведомости

Группа «Сумма» Зиявудина Магомедова и РЖД изучают возможность объединения бизнеса контейнерных перевозчиков Fesco (32,5% принадлежит группе «Сумма», 23,8% – компаниям Марка Гарбера, 17,4% – TPG Group) и «Трансконтейнера» (50% плюс 1 акция у Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), 99,84% которой контролирует РЖД). Об этом рассказали «Ведомостям» четыре человека, близких к обеим сторонам. Форма объединения пока остается предметом для обсуждения, говорят они.

Два собеседника «Ведомостей» не исключают возможности объединения и самих «Трансконтейнера» и Fesco.

«Трансконтейнер» – крупнейшая в России компания, занимающаяся перевозками контейнеров по железной дороге. Выручка компании в первом полугодии снизилась к уровню годичной давности на 1,8% почти до 10 млрд руб.; 2014 год «Трансконтейнер» завершил с 20,5 млрд руб. выручки. Компания владеет платформами для перевозки контейнеров и сетью наземных контейнерных терминалов по всей стране.

Fesco помимо железнодорожных контейнерных перевозок также занимается перевалкой контейнеров через Владивостокский морской торговый порт и их транспортировкой по морю. В первой половине 2015 г. выручка компании в рублях выросла на 23% до 22,1 млрд руб. (в долларах – сократилась на 25% до $383,4 млн).

Первый в России

48% так оценивал «Трансконтейнер» собственную долю на российском рынке железнодорожных контейнерных перевозок по итогам первой половины 2015 г.

В прошлом году РЖД внесла контрольный пакет «Трансконтейнера» в ОТЛК, по 0,08% которой принадлежит национальным железнодорожным перевозчикам Казахстана и Белоруссии. До конца 2016 г. те должны внести в ОТЛК свои активы: Казахстанская железная дорога – «Казтранссервис» и «Кедентранссервис» (контейнерные операторы, владеющие терминалами на границе с Китаем, в Достыке и Алтынколе, а также 4500 платформами и 3000 контейнеров), а Белорусская железная дорога – акции компании, владеющей терминалом в Бресте, и контейнерного оператора с 1200 платформами и 3000 контейнеров. После этого доля РЖД в ОТЛК снизится до 74%, пакет казахстанского партнера увеличится до 21%, а белорусского – до 5%.

Объединение с Fesco, если оно состоится, станет логичным продолжением бизнеса ОТЛК, уверен гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров: совместно две компании будут контролировать не только железнодорожные контейнерные маршруты, в том числе на погранпереходах, но и морские.

Представители железных дорог Казахстана и Белоруссии на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Fesco уже сейчас совладелец «Трансконтейнера» – у нее 24,1%. Собирать этот пакет компания начала в 2010 г., поучаствовав в IPO «Трансконтейнера» на Лондонской фондовой бирже. Тогда она стала одним из крупнейших участников размещения, купив 12,5% «Трансконтейнера» за $138,9 млн. Уже тогда она задумалась о возможности объединения с «Трансконтейнером», признавался «Ведомостям» в 2011 г. прежний владелец Fesco Сергей Генералов: «Когда стало известно о продаже 35% акций «Трансконтейнера», мы предлагали РЖД продать этот пакет целиком на торгах. Но на тот момент правительство уже приняло решение об IPO этой компании, в итоге мы поучаствовали в нем, купили – сколько посчитали нужным». В начале 2012 г. Fesco увеличила долю в «Трансконтейнере» до 23,6%. А в 2013 г. докупила еще 0,5% и довела пакет до 24,1%.

Представители РЖД, «Суммы» и «Трансконтейнера» от комментариев отказались. Источник, близкий к одной из компаний, говорит, что «Сумма» и «Трансконтейнер» обсуждают разные формы взаимодействия на базе этих активов.