Правительство расширяет поддержку вагоностроителей
Чиновники готовы помочь предприятиям транспортного машиностроения с продажами как в России, так и за рубежом«Приходят люди и говорят: «У нас, знаете, в транспортном машиностроении возникли серьезные проблемы, мы можем похоронить отрасль». А чтобы не похоронить, нужно сделать «раз, два, три». Но если это сделать, то тогда нужно будет похоронить и потребителей, и грузоотправителей. Всегда должен быть некий баланс», – заявлял первый вице-премьер Игорь Шувалов 23 октября (цитата по «Интерфаксу»). В тот же день, как выяснили «Ведомости», Шувалов поручил Минпромторгу, Минэкономразвития, Минтрансу, Минфину, ФАС и РЖД доработать программу поддержки транспортного машиностроения в 2015–2016 гг., говорится в протоколе заседания правительственной комиссии по экономическому развитию (его копия есть у «Ведомостей»).
Основных предложений, как следует из протокола, два – увеличение размера субсидий для покупателей инновационных вагонов (с повышенной грузоподъемностью) и поддержка экспорта. В бюджете на 2015–2017 гг. заложено 7,1 млрд руб. на субсидирование процентных ставок по кредитам на покупку инновационных вагонов (2,3 млрд руб. – в 2015 г.). Раньше субсидия была единовременной, плюс можно было получить транш на покрытие 90% ставки по кредитам. С 2015 г. нужно выбрать только одну форму поддержки. При подготовке программы поддержки транспортного машиностроения Шувалов поручил ведомствам учесть предложения увеличить субсидию до 250 000 руб. (сейчас – 130 000 руб.) и продлить срок ее действия с одного до двух лет. Последнюю корректировку летом вносил Минпромторг. С другим его предложением – повысить на 48% стоимость перевозки порожнего вагона, срок службы которого был продлен, – участники совещания не согласились.
При нынешних ценах вагоны – неокупаемые активы для всех участников рынка, говорит представитель Первой грузовой компании (ПГК). Обычный полувагон стоит 1,7–2 млн руб., инновационный – 2,6 млн руб. Операторам сложно найти деньги на покупку из-за высокой долговой нагрузки, считает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Так, общий долг ПГК по РСБУ на 30 сентября – 41,6 млрд руб. при выручке в 46,1 млрд руб. Общий долг Федеральной грузовой компании в 2014 г. был 14,1 млрд руб. (выручка – 49,8 млрд руб.). Представитель Объединенной вагонной компании (производит инновационные вагоны) полагает, что увеличение размера субсидий увеличит спрос: в 2016–2017 гг. это позволит повысить производство инновационных вагонов на 4000 в год. В целом, по оценке Бурмистрова, спрос на вагоны в России в этом году будет 28 000 шт., в 2016 г. – 42 000 шт.
Меры господдержки экспорта Шувалов поручил разработать ВЭБу, «Эксару» и машиностроителям. Механизмы поддержки экспорта существуют. Например, летом «Рейлтрансхолдинг» получил 2,5 млрд руб. кредита от Росэксимбанка («дочка» «Эксара») для финансирования затрат на выполнение экспортного контракта. «Рейлтрансхолдинг» договорился об экспорте 1900 вагонов в Казахстан и 900 – в Азербайджан. Представители Минтранса, Минпромторга, Минэкономразвития, ВЭБа на вопросы не ответили.
Минтранс, Минпромторг, Минэкономразвития должны разработать программу оптимизации мощностей предприятий и проработать вопрос «возможности переноса части предприятий» в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС; кроме России в него входят Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия). Производство в странах ЕАЭС есть у «Трансмашхолдинга» – с «Казахстанскими железными дорогами» он выпускает электровозы. Но не факт, что локализация производства в странах ЕАЭС поможет, предупреждает Бурмистров: спрос на рынках этих стран невелик – около 5000 вагонов в год.