«Роснефть» и «Зарубежнефть» поборются за месторождение нефти Шангуле в Иране

Власти Ирана обещают более выгодные, чем до санкций, условия
Иранская нефть манит российские компании
Иранская нефть манит российские компании / Raheb Homavandi / REUTERS

«Иран представляет колоссальный интерес для всех нефтегазовых компаний», – говорил в сентябре Алекперов в интервью «Ведомостям». Запасы нефти Ирана составляют 157,8 млрд барр., России – 103,2 млрд барр. (данные ВР). Снижение цен на нефть и инвестиций по всему миру не отпугнет компании от намерения инвестировать в иранские проекты, считает старший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов. В нефтегазовые проекты власти Ирана хотят привлечь $185 млрд до конца 2020 г. Преимущества российских компаний – опыт работы в Иране и Ираке, но политика будет играть главную роль, уверен Корнилов. У российских компаний есть хорошие шансы вернуться в приостановленные проекты в Иране, говорил министр энергетики Александр Новак.

Три российские и одна хорватская компании заявили о готовности разрабатывать иранское месторождение Шангуле, сообщило Tehran Times со ссылкой на агентство IRNA. Среди них «Роснефть» и «Зарубежнефть», пишут издания. Эти компании уже подали заявки на участие в проекте и они находятся на рассмотрении, сказал менеджер по развитию проекта Али Аббаси Ларки. По его словам, победитель будет определен после конференции в Тегеране (пройдет 27–28 ноября), где будут раскрыты условия новых нефтяных контрактов. Министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане говорил ранее, что для иностранных компаний эти условия будут привлекательнее тех, что были до введения режима санкций. «Там никогда не было соглашения о разделе продукции, всегда были сервисные контракты», – говорил в интервью «Ведомостям» президент «Лукойла» Вагит Алекперов.

Названия третьей российской и хорватской компании, претендующей на Шангуле, не сообщаются. Крупнейшая нефтедобывающая компания Хорватии – INA. Прежде она работала в Иране – например, в 2008 г. она подписывала соглашение с National Iranian Oil Company (NIOC) на исследование блока Мугань-2. Представитель INA на запрос не ответил.

У «Зарубежнефти» есть меморандум с Iranian Central Oil Fields Company о сотрудничестве в области использования технологий для разработки и повышения нефтеотдачи на иранских месторождениях Пейдар, Западный Пейдар, Абан и Нафт-Шахр. Представитель «Зарубежнефти» от комментариев отказался.

Обмен сырьем

Россия и Иран договариваются о своповых поставках нефти и газа, говорил министр энергетики Александр Новак в интервью «России 24». «Мы могли бы поставлять газ через север Ирана и получать взамен этот газ на юге свопом, либо в виде СПГ, либо трубопроводного газа – это уже вопрос договоренностей <...> Такие же аналогичные свопы могли бы быть и по нефти. Это экономия на транспортных издержках», – говорил он.

У «Роснефти» в Иране проектов не было. Представитель «Роснефти» не ответил на запрос.

Месторождение Шангуле входит в проект «Анаран» (запасы – 2 млрд барр., состоит из 4 структур: Азар, Шангуле, Мусиан и Дехлоран). До введения санкций США в отношении Ирана геологоразведкой там занимался «Лукойл» с норвежской Statoil (владели 25 и 75% в проекте соответственно). В 2005 г. было открыто крупное нефтяное месторождение Азар. Позже – месторождение на блоке Шангуле. Заключить контракты на их разработку компании не смогли из-за санкций. Алекперов говорил недавно, что компания активно готовится к началу инвестиционного цикла по проектам в Иране после снятия санкций. В сентябре он встречался с замминистра нефти Ирана Амиром Хоссейном Заманиния. По данным иранского агентства Shana, стороны обсудили «сотрудничество по увеличению производительности нефтедобычи, восстановлению старых и разведке новых месторождений нефти в Иране». «Газпром нефть» тоже хотела войти в проекты Азар и Шангуле. В 2009 г. она подписала с NIOС меморандум о взаимопонимании, но до контракта дело не дошло. Представители «Газпром нефти» и «Лукойла» не ответили на запросы.

Шангуле расположено на западе Ирана. Страна делит его с Ираком. Ожидалось, что на первом этапе разработки Шангуле добыча составит 15 000 барр. в сутки, на втором – 40 000–50 000 барр. в сутки. В 2014 г. Иран добывал 3,6 млн барр. нефти в сутки (180 млн т в год). Ожидается, что санкции могут быть сняты в начале 2016 г. К марту 2021 г. Иран рассчитывает добывать уже 4,7 млн барр. в сутки (235 млн т нефти в год), говорил управляющий директор NIOC Рокноддин Джавади.