Indian Oil Corp хочет купить до 10% в «Ванкорнефти»
Если сделка состоится, индийские компании получат блокирующий пакет в проектеIndian Oil Corp (IOC) предложила «Роснефти» продать ей 5–10% в Ванкорском проекте, сообщила в понедельник The Economic Times со ссылкой на свои источники. Проектом интересуется также другая компания из Индии – Bharat Petroleum Corp Ltd. Представитель «Роснефти» отказался от комментариев. Представители индийских компаний не ответили на запросы «Ведомостей».
Речь идет о доле в 100%-ной «дочке» «Роснефти» – «Ванкорнефти», которая и разрабатывает Ванкорское месторождение. Добыча на нем началась в августе 2009 г.
В сентябре «Роснефть» объявила о продаже 15% «Ванкорнефти» структуре индийской ONGC – ONGC Videsh Limited за $1,3 млрд. Сделку планируется закрыть к середине 2016 г. Инвестор получит два места в совете директоров «Ванкорнефти». Стороны также договорились, что «Роснефть» создаст еще одну компанию-оператора, которая позволит «более эффективно управлять как самим Ванкорским месторождением, так и другими участками компании в регионе», а также сохранит контроль над инфраструктурой (включая нефтепровод Ванкор – Пурпе).
Зрелый актив
Добыча на Ванкорском месторождении (запасы ABC1 + C2 – 476 млн т нефти и 173 млрд куб. м газа) уже вышла на полку в 22 млн т. С 2013 г. «Ванкорнефть» назначена оператором Тагульского (запасы – 292 млн т нефти и конденсата), Лодочного (47 млн т нефти и конденсата) и Сузунского (более 56 млн т нефти и конденсата) месторождений, которые пока не разрабатываются.
По данным The Economic Times, IOC хочет договориться с «Роснефтью» о сделке на таких же условиях.
«Роснефть» не захочет продавать значительную долю «Ванкорнефти» компаниям из одной страны, поэтому торопиться с решением не будет, считает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук.
Сама «Роснефть» хотела привлечь в проект китайские компании. В ноябре 2014 г. она подписала рамочное соглашение с CNPC о продаже той 10% «Ванкорнефти». «Ванкор сегодня – одно из крупнейших наших предприятий по добыче, очень перспективное, – говорил президент России Владимир Путин. – Мы в целом очень аккуратно подходим к допуску наших иностранных партнеров, но, конечно, для наших китайских друзей ограничений нет». В марте вице-премьер Аркадий Дворкович сказал, что правительство готово рассмотреть возможность продажи китайским компаниям контроля в стратегических месторождениях, если будет такой запрос. CNPC готова была купить больше 10% в Ванкоре, говорил «Интерфаксу» представитель CNPC Чжан Синь. В итоге согласилась на пакет, который предложила «Роснефть».
Сделка пока не заключена. В мае Financial Times со ссылкой на источники сообщала, что компании не могут согласовать условия из-за разногласий по цене, а также из-за западных санкций, запрещающих предоставление «Роснефти» долгосрочного финансирования. «Роснефть» продолжает убеждать китайских партнеров в привлекательности инвестиций в «Ванкорнефть», сказал в июне президент «Роснефти» Игорь Сечин: «10% Ванкора – это ликвидный актив. Мы убеждены в его высокой фундаментальной стоимости и работаем с нашими партнерами, чтобы они тоже были в этом убеждены» (цитата по «Интерфаксу»).
Ванкорский проект ориентирован на экспорт нефти в страны АТР. Поэтому индийские компании идут в него, а для «Роснефти» это гарантия сбыта сырья, говорит директор Small Letters Виталий Крюков. С китайскими компаниями вести переговоры сложнее, но в них заинтересована «Роснефть», отмечает Полищук. У нее два долгосрочных контракта с CNPC на поставку нефти в Китай (один предполагает предоплату в $70 млрд) и нужны инвестиции для новых месторождений. Китай и Индия – крупные потребители нефти в мире: 11 млн и 3,8 млн барр. в день по итогам 2014 г. (данные ВР), или 16% от мирового потребления.