Бюджет может потерять около $16 млрд

Если будут снижены налоги проекту «Сахалин-1», как настаивает ExxonMobil
Если Россия проиграет в Стокгольмском арбитраже ExxonMobil, бюджет потеряет $16 млрд
Если Россия проиграет в Стокгольмском арбитраже ExxonMobil, бюджет потеряет $16 млрд / С. Портер / Ведомости

ExxonNeftegas («дочка» ExxonMobil, оператор проекта) принадлежит 30% в проекте «Сахалин-1». Другие участники – «Роснефть» (20%), ONGC (20%) и Sodeco (30%). Проект разрабатывается на условиях соглашения о разделе продукции. На момент его подписания в 1996 г. ставка налога на прибыль составляла 35%. По такой ставке проект и платит налоги. Но ExxonMobil настаивает на снижении ее до действующих с 2009 г. 20%. По оценке ExxonMobil, дополнительные суммы уплаченного налога на прибыль за 2009–2013 гг. – $516 млн, пишет «Интерфакс» со ссылкой на документ.

Российский бюджет может недополучить около $16 млрд, если стокгольмский арбитраж примет решение в пользу ExxonMobil в споре по уплате налога на прибыль «Сахалина-1», сообщил в четверг «Интерфакс» со ссылкой на правительственный отчет о ходе реализации проекта. Представитель Минэнерго от комментариев отказался. Представители вице-премьера Аркадия Дворковича, Минфина и ExxonMobil не ответили на запросы.

В I квартале состоялась встреча гендиректора ExxonMobil Рекса Тиллерсона, заместителя председателя правительства Аркадия Дворковича, министра финансов Антона Силуанова, министра энергетики Александра Новака. ExxonNeftegas предложила списать $250 млн из $516 млн, а оставшуюся сумму зачесть в счет будущих платежей по налогу на прибыль, описывает «Интерфакс».

Но в апреле ExxonMobil подала иск в арбитраж Стокгольма с требованием изменить трактовку пункта соглашения о разделе продукции и вернуть переплаченные налоги. От имени России в суде выступает Минфин.

Поздно спохватились

Поскольку в соответствии с английским правом (применимое право по условиям СРП) срок исковой давности составляет шесть лет с момента нарушения, срок истечения исковой давности наступил в марте 2015 г., так как первое нарушение, по мнению компании, произошло в марте 2009 г. в связи с уплатой налога на прибыль по ставке 35% за налоговый период 2008 г., подчеркивает правительство.

Кроме ExxonMobil изменить ставку налога просила ONGC Videsh, указав в декларации за 2014 г. сумму налога, исходя из ставки 20%, говорится в отчете. Но налоговый орган выписал извещения по налогу, исходя из ставки 35% до 30 апреля (разница уплачена в срок).

В конце сентября президент ExxonNeftegas Ltd. Уэйн Варвик говорил, что компания продолжает диалог с российскими властями. Президент «Роснефти» Игорь Сечин надеется на заключение мирового соглашения: «Exxon защищает интересы проекта в целом, мы являемся участниками этого проекта. Позиция Exxon вынужденная, потому что он обязан защищать в интересах своих акционеров экономический режим проекта» (цитата по «Интерфаксу»). Вчера представитель «Роснефти» от комментариев отказался.

Минфин считает, что иск ExxonMobil основан на избирательном толковании соглашения о разделе продукции в отрыве от других его положений и экономической логики. Кроме «Сахалина-1» в России есть еще два СРП-проекта – «Сахалин-2» и Харьягинское СРП. За весь период их реализации – с 1995 по 2013 г. – Россия получила более $24 млрд дохода, сообщала Счетная палата. Добыто было около 117 млн т нефти и конденсата, 92 млрд куб. м газа, произведено около 48 млн т сжиженного газа.

В течение всего срока реализации «Сахалина-1» в бюджет предусмотрены поступления в размере свыше $70 млрд в виде налогов, роялти и доли государства в добыче нефти и газа, указано на сайте проекта. В 2014 г. добыча составила 7,6 млн т (данные ЦДУ ТЭК).

Арбитраж в Стокгольме будет оценивать не только и не столько конкретные нормы законодательства (предполагает неизменность положений СРП), сколько общие принципы налогообложения (если налоги изменяются в пользу налогоплательщика, то применяются измененные положения), существует большая вероятность того, что арбитраж встанет на сторону налогоплательщика, говорит руководитель практики международного арбитража Art de Lex Артур Зурабян. По его словам, судебное разбирательство может занять от полутора до двух лет, но велика вероятность договорного урегулирования. «Правительство России по-прежнему крайне заинтересовано в иностранных инвестициях и иностранных технологиях при разработке шельфовых месторождений нефти и газа», – заключил он.