Полеты «Трансаэро» прерваны, акции дешевеют

Однако совладельцы S7 не отказываются от намерения спасти компанию
"Трансаэро" лишилась сертификата эксплуатанта
"Трансаэро" лишилась сертификата эксплуатанта / Марина Лысцева / ТАСС

Авиакомпания "Трансаэро" с 00.00 часов понедельника, 26 октября, лишилась сертификата эксплуатанта и прекратила совершать полеты. Сертификат аннулирован приказом руководителя Росавиации Александра Нерадько от 21 октября. "Трансаэро" не может обслуживать долги и финансировать текущую деятельность, нарушала п. 19 (соответствие персонала квалификационным требованиям) и п. 24 (проверка собственной деятельности аттестованными инспекторами) Федеральных авиационных правил (ФАП), не обеспечивала 100%-ную расшифровку "черных" ящиков и не проводила заседания комитета по безопасности, объяснял Нерадько.

"Трансаэро" была вторым игроком на российском рынке, в январе - сентябре 2015 г. перевезла 10,8 млн пассажиров (+3,2%), но 1 октября чиновники решили, что спасти ее из-за огромных долгов (250-260 млрд руб.) нельзя и единственный вариант - банкротство. Со 2 октября "Трансаэро" уже не продавала билеты и отменяла по несколько десятков  примерно из 200 рейсов ежедневно, к перевозке ее пассажиров подключился "Аэрофлот" и другие крупные авиакомпании.

Банкротство

Сегодня "Трансаэро" сообщила о намерении подать на собственное банкротство в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юрлиц - сообщение подписал гендиректор компании Дмитрий Сапрыкин, также являющийся членом совета директоров "Аэрофлота". Само заявление компания сможет подать через 15 суток - 11 ноября.

В этом скорее всего не будет необходимости, так как еще 2 октября двое кредиторов "Альфа-банк" и Сбербанк (долги перед ними соответственно $9 млн и 6 млрд руб., общий банковский долг - 80-85 млрд руб.) уведомили о намерении банкротить "Трансаэро", а по истечении 15 дней, 18 октября, оба банка по электронной почте (это было воскресенье) направили заявления о банкротстве в Арбитражный суд Санкт-Петербурга (по месту регистрации должника). Заявление Сбербанка пришло в суд в 00.00, а "Альфа-банка" - в 00.01 18 октября, поэтому заявление Сбербанка будет рассмотрено первым, сообщалось в акте на сайте суда. Подавший заявление первым сможет предложить свою кандидатуру арбитражного управляющего и контролировать процесс банкротства, объяснял Дмитрий Матвеев, управляющий партнер адвокатского бюро "Дмитрий Матвеев и партнеры. Заявление Сбербанка суд начнет рассматривать 25 ноября.

20 октября о планах банкротить "Трансаэро" сообщил ВТБ.

Акции дешевеют

Сегодня акции "Трансаэро", которая с отзывом сертификата по сути перестала быть авиакомпанией, на Московской бирже подешевели на 8,5% до 9 руб. за штуку при относительно внушительном объеме сделок - на 56 млн руб. Но уровня закрытия прошло вторника, 6,8 руб., они еще не достигли. Во вторник вечером, после закрытия торгов, стало известно, что совладелец группы S7 (включает третьего по объемам российского авиаперевозчика "Сибирь" и авиакомпанию "Глобус") Владислав Филев покупает контрольный пакет "Трансаэро" у Александра Плешакова с целью спасти компанию от банкротства и сохранить ее на рынке.

За первые три часа торгов в среду, 21 октября, акции "Трансаэро" подорожали в 2,9 раза несмотря на что, что еще до начала торгов министра трансапорта Максим Соколов заявил, что всего через пять дней "Трансаэро" лишится сертификата эксплуатанта. Котировки акций достигли пика в четверг (20 руб.), а потом неуклонно дешевели на фоне заявлений чиновников разного уровня, что решение об отзыве лицензии окончательное, что никаких планов спасения "Трансаэро" Филев ни в правительство, ни в Минтранс не представлял.

Если в предыдущие торговые дни объемы торгов акциями "Трансаэро" не превышали нескольких млн руб., то 21 октября они составили 359 млн руб., и в последующие дни также превышали 100 млн руб. Некоторые чиновники предполагали, что цель сообщения о сделке с Филевым - биржевые спекуляции.

Что дальше

Супруга Филева и второй совладелец S7 Наталья Филева утверждает, что от сделки они не отказываются и официальное предложение по реструктуризации долгов "Трансаэро" будет сделан банкам после закрытия сделки. В общих чертах план таков: объединить "Трансаэро" с "Сибирью" и "Глобусом" и отдать в счет долга миноритарный пакет объединенной компании (до 49%), слияние компании и конвертация долгов в акции будет частью сделки по реструктуризации долгов и готовить ее будет западный банк, скорее всего Deutsche Bank или UBS, говорит Филева. Частные банки предварительно план поддерживают, не согласны госбанки в лице Сбербанка и ВТБ, добавляет она. Топ-менеджеры нескольких частных говорили, что выступают за реструктуризацию, в том числе за счет частичной конвертации долга в акции, а банкротство считают худшим вариантом. Пресс-службы Сбербанка и ВТБ заявили ТАСС, что готовы рассмотреть варианты реструктуризации, но никаких предложений не получали.

Приказ Росавиации об аннулировании сертификата, по словам Филевой, планируется обжаловать в суде.