План спасения «Трансаэро» предполагает объединение ее с «Сибирью» и «Глобусом»

Кредиторам предлагают до 49% объединенной компании
В январе - августе "Трансаэро" перевезла 9,4 млн пассажиров, "Сибирь" - 5,5 млн (это соответственно вторая и третья авиакомпании страны)
В январе - августе "Трансаэро" перевезла 9,4 млн пассажиров, "Сибирь" - 5,5 млн (это соответственно вторая и третья авиакомпании страны) / Марина Лысцева / ТАСС

"Все частные банки-кредиторы согласны с предложенным нами планом спасения "Трансаэро": объединение ее с авиакомпаниями "Сибирь" и "Глобус" и конвертация долга в акции, мы готовы отдать до 49% объединенной компании", - рассказала "Ведомостям" Наталья Филева (ей с супругом Владиславом Филевым через ЗАО "Группа компаний С7" принадлежат "Сибирь" и "Глобус").

На этой неделе стало известно, что Филев покупает у Александра Плешакова (контролирует "Трансаэро") не менее 51% "Трансаэро" с целью сохранить компанию, которую на совещании 1 октября у премьер-министра Дмитрия Медведева было решено обанкротить из-за огромных долгов (250-260 млрд руб., в том числе 80-85 млрд руб. перед банками).

Филева добавляет, что сделку по объединению и конвертации будут готовить западные инвестбанки, какая часть долга может быть конвертирована - это предмет расчетов.

"Конвертировать часть долга в акции - это то решение, о котором мы говорили изначально. Оно сейчас обсуждается с S7", - заявили в пресс-службе банка МФК. Готовность конвертировать долг в акции подтвердили ТАСС руководители Промсвязьбанка, "Абсолют банка", Московского кредитного банка. Это вариант возможен, только если "Трансаэро" продолжить летать, оговариваются они.

В январе - августе "Трансаэро" перевезла 9,4 млн пассажиров, "Сибирь" - 5,5 млн (это соответственно вторая и третья авиакомпании страны), "Глобус" - 1,6 млн. В сумме это немного меньше, чем у "Аэрофлота" без учета "дочек", - 17,3 млн.

План спасения не поддерживают крупные банки - Сбербанк и ВТБ: им проще списать долги, чем заниматься их возвратом, ВТБ рассчитывает на докапитализацию за государственный счет, говорит Филева. Долг перед Сбербанком - 6 млрд руб., он на 100% зарезервирован, долг перед "Сбербанк-лизингом" неизвестен. ВТБ "Трансаэро" должна 12,7 млрд руб. (из низ 9 млрд руб. обеспечены госгарантиями) и "ВТБ лизингу" - 40 млрд руб. Получается, они выдали деньги, потеряли и обращаются в бюджет за новыми, возмущена Филева. Она обратится в профильные комитеты Госдумы и Счетную палату, чтобы те дали оценку таким действиям.

Сбербанк не получал предложений по реструктуризации долга «Трансаэро», говорит первый зампред Сбербанка Максим Полетаев: «Мы готовы рассматривать любые варианты, если они имеют экономическое обоснование. Все остальные рассуждения – это демагогия. Именно поэтому для дискуссии используются СМИ, а не двусторонние бизнес-переговоры. В этой ситуации мы намерены продолжить процесс банкротства «Трансаэро», – отметил он. Пресс-служба ВТБ на запрос «Ведомостей» к моменту публикации не ответила.

21 октября руководитель Росавиации Александр Нерадько подписал приказ об аннулировании сертификата эксплуатанта "Трансаэро" с 26 октября. В тот же день межведомственная комиссия при Минтрансе отозвала все ее 141 допуск на международные направления и передала 56 лучших направлений "Аэрофлоту" и его "дочке" - авиакомпании "Россия" - сроком с 26 октября до 30 октября 2016 г.

"Решение об аннулировании сертификата принято - и отменить его невозможно, 25 октября - дата последнего полета компании, процесс формально завершится. Но всегда у любого заявителя есть шанс получить новый сертификат. Но для этого заявитель должен представить полное финансовое обоснование, с информацией о необходимом количестве бортов, договоры с лизинговыми компаниями, а также выполнить другие условия, предусмотренные федеральными авиационными правилами", - рассказал "Ведомостям" министр транспорта Максим Соколов. Пока же, по его словам, ни в Росавиацию, ни в Минтранс никто таких планов (проектов или программ) не предоставлял, "кроме громких заявлений в СМИ с непонятными целями ничего не было". "Если кто-либо представит, обязательно это рассмотрим", - продолжил министр.

"Новый сертификат нам не нужен, мы хотим сохранить эту компанию с ее допусками и коллективом. Если приказ Росавиации вступит в силу 26 октября, мы планируем обжаловать его в суде и просить ввести обеспечительные меры в виде запрета выдавать "Аэрофлоту" и "России" допуски", - рассказывает Филева. Рынок перевозок не пострадает, уверена она, так как по всем направлениям (кроме казахских) "Аэрофлот" и так уже летает, а по казахским можно выдать временные допуски.

Акт проверки Росавиации, на основании которого подписан приказ об аннулировании сертификата, подписал ставленник "Аэрофлота" [Дмитрий Сапрыкин - был гендиректором "Трансаэро" с 7 сентября, когда госперевозчик готовился купить 75% + 1 акция "Трансаэро" за 1 руб.], он не пытался никак защищать компанию, оспаривать выводы комиссии, хотя в практике были случаи, когда это делалось успешно, говорит Филева. Технических нарушений не так много, финансово-экономическое состояние тяжелое, но компании не дали шанса договориться с кредиторами, продолжает она.

Ранее двое федеральных чиновников рассказывали, что серьезных нарушений в сфере обеспечения безопасности полетов у "Трансаэро" не было выявлено. На днях вступают в силу новые Федеральные авиационные правила, по которым сертификат эксплуатанта сразу можно аннулировать только по заявлению гендиректора компании, а на основании нарушений его можно только приостановить и дать три месяца на их исправление, напоминает федеральный чиновник. Приказ об аннулировании сертификата был отозван на следующий день после того, как стало известно о сделке Филева с Плешаковым.

Были случаи, когда авиакомпаниям удавалось обжаловать отзыв сертификата в суде: это удалось вертолетной компании "Вертикаль-т", а авиакомпании "Алания" даже дважды, но это были очень маленькие компании и судебные разбирательства шли много месяцев, вспоминает собеседник.

22 октября совет директоров "Трансаэро" заочным голосованием отправил в отставку Сапрыкина и назначил гендиректором действующего пилота, сотрудника компании Валерия Зайцева, сообщали источники в совете директоров "Трансаэро". Источник, близкий к "Аэрофлоту", говорит, что все формальности при созыве заседания не были соблюдены, поэтому его решения нелегитимны. Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев заявил "РИА Новости", что Сапрыкин не уволен и остается гендиректором.

Знакомый Филевых говорит, что они могут прибегнуть к заступничеству гендиректора "Ростеха" Сергея Чемезова, чтобы пролоббировать вариант спасения. Он не говорит, что связывает Чемезова и Филевых, но напоминает, что при банкротстве "Трансаэро" серьезно пострадает в том числе входящий в "Ростех" Новикомбанк.

Филева подтверждает, что они будут обращаться к Чемезову, а также в администрацию президента. Пресс-служба "Ростеха" на запрос к моменту публикации не ответила.

Федеральный чиновник говорит, что в правительство с планом спасения Филевы не обращались. Другой федеральный чиновник говорит, что в перспективе должна появиться еще одна самостоятельная авиакомпания для поддержания конкуренции.