«Лента» привлекла крупного инвестора – Инвестиционное агентство Катара
Всего инвесторы вложили в бумаги «Ленты» $275 млнКрупный российский ритейлер «Лента» завершил размещение акций на $150 млн, начатое во вторник вечером, говорится в сообщении компании. Инвесторы купили 21,13 млн новых глобальных депозитарных расписок. Кроме того, продавались бумаги из пакета второго по величине акционера ритейлера после TPG – Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР): 17,62 млн GDR на $125,13 млн, следует из материалов «Ленты» и банка.
Цена размещения составила $7,1 за расписку. Таким образом, дисконт к цене бумаг «Ленты» на закрытие торгов в Лондоне во вторник составил менее 8%. Вчера бумаги «Ленты» подешевели на 5,72% до $7,25 на закрытие Лондонской фондовой биржи (LSE).
Это уже второе размещение «Ленты» в этом году: компания проводила допэмиссию в марте, тогда расписки были проданы по $6,4 за штуку, а компания получила $225 млн. Кроме того, в июне ЕБРР продал около 4% акций ритейлера по $7,85 за GDR.
В этот раз заявки на всю сумму размещения – до $300 млн – были собраны уже через 2,5 часа после объявления о сделке во вторник вечером, говорили два участника сделки. Ее организаторы – Credit Suisse, JPMorgan и VTB Capital, книга заявок формировалась по ускоренному сценарию.
Спрос инвесторов на допэмиссию и на бумаги из пакета ЕБРР был диверсифицированным, говорят собеседники «Ведомостей». По словам одного из них, среди инвесторов – Инвестиционное агентство Катара (QIA; фонд, созданный правительством страны для долгосрочных вложений). Также в сделке участвовали инвесткомпании и фонды, которые уже вкладывались в бумаги «Ленты», продолжает он: фонды из Европы и США, а также Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).
РФПИ назвал себя одним из якорных инвесторов SPO «Ленты», не раскрыв приобретенной доли. По словам человека, близкого к фонду, РФПИ с партнерами обеспечили около трети спроса. В марте фонд, как говорится в его сообщении, также был якорным инвестором при размещении расписок «Ленты».
Кто владеет
В свободном обращении теперь находится 57,7% «Ленты» (было 51,8%). Доля основного акционера ритейлера, TPG Capital, в результате допэмиссии сократилась до 34% с 35,55% (данные компании), доля ЕБРР – с 11,49 до 7,36%. После размещения установлен период ограничения продажи акций для самой «Ленты», Luna Inc. (инвестиционная структура TPG Capital) и ЕБРР – 90 дней.
По словам другого источника «Ведомостей», близкого к «Ленте», около 35% всех предложенных инвесторам бумаг приобрели фонд из США и QIA, причем катарцы, по его словам, выступали как самостоятельный инвестор, а не соинвестор с РФПИ.
Средства нужны для финансирования программы развития «Ленты». В собственности сети помимо действующих магазинов 30 земельных участков, еще 20 участков компания договорилась арендовать и соинвестировать в них. С начала 2014 г. «Лента» нарастила сеть на 45 гипермаркетов, за 2015 г. она откроет 30 магазинов. На начало октября «Лента» управляла 122 гипермаркетами и 27 супермаркетами общей торговой площадью 787 804 кв. м.
После размещения «Лента» повысила прогноз роста сети на 2016 г.: она откроет в следующем году не менее 40 гипермаркетов, это станет рекордом для компании.
«Лента» растет самыми быстрыми темпами в отрасли: ее выручка за девять месяцев увеличилась на 32% до 177,7 млрд руб., продажи сопоставимых магазинов – на 10,4%, а их трафик – на 3,7%. Выручка лидера рынка, краснодарского «Магнита», за это время выросла на 27%, X5 Retail Group – на 28%.
Операционные показатели «Ленты» позитивны, говорит Дэвид Фергюсон из Renaissance Capital: «Но открыть 40 и более гипермаркетов в год может быть непросто, и есть риски, поэтому мы предпочитаем ритейлеров с уже доказанной стратегией экспансии, которым нет необходимости продавать акции, чтобы профинансировать ее».
Дополнительный выпуск акций «Ленты» может помочь повысить ликвидность компании, отмечает Борис Вилиднитский из Barclays: сейчас, по его расчетам, средний дневной объем торгов бумагами «Ленты» составляет около $3,5 млн против более чем $10 млн у X5 и $22 млн у «Магнита».
Запрос в QIA остался без ответа, представитель «Ленты» не сказал, кто купил бумаги компании.