РЖД не обойтись без субсидий
РЖД в 2016 году планирует сэкономить 50 млрд рублей, но все равно просит 22 млрд рублей субсидий при повышении тарифов на 10%РЖД планирует в 2016 г. сэкономить 50 млрд руб., сообщил во вторник президент монополии Олег Белозеров (его слова передал «Интерфакс»). При этом компании нужно 22 млрд руб. субсидий, если тарифы на грузоперевозку будут повышены на 10%. Ранее РЖД просила 75 млрд руб. в виде субсидий, если тариф будет повышен на 10%, напомнил Белозеров.
Чиновники не согласны субсидировать расходы РЖД на грузоперевозки. «Минфин категорически против», – говорит его представитель. По его словам, монополия может найти дополнительные источники финансирования сама. «Там есть резервы. Это и оптимизация операционных расходов, и отказ от непрофильных. Отказ от излишних трат на санаторно-курортное лечение, гигантские спонсорские проекты, содержание объектов социальной сферы и проч. Но главное – это повышение эффективности и оптимизация операционных расходов», – резюмирует представитель Минфина. Его коллега из Минэкономразвития напомнил, что ранее министр экономического развития Алексей Улюкаев говорил, что субсидировать РЖД при росте тарифов на 10% не нужно. Минтранс готовит предложения по совершенствованию тарифообразования на железнодорожном транспорте, отметил лишь представитель министерства.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров согласен с представителем Минфина: «РЖД может экономить, например, на закупках». Но и индексация тарифов на 10% грозит ухудшением ситуации в обрабатывающей промышленности, отмечает эксперт.
В проекте финплана РЖД, который обсуждался в правительстве несколько месяцев назад, предполагалась индексация тарифов на 10% и 40 млрд руб. субсидий. Это позволило бы компании не допустить в 2016 г. убытка и профинансировать инвестпрограмму. Весной (тогда президентом РЖД был Владимир Якунин) монополия требовала 100 млрд руб. субсидий при 10%-ной индексации, а при повышении на 7,5% – 130 млрд руб. Помощь РЖД не требовалась только при росте тарифов на 17,7%.
Если к субсидированию грузовых перевозок чиновники относятся скептически, то на компенсацию затрат монополии при организации пассажирских перевозок, напротив, согласны выдать компании 57,3 млрд руб. Эта сумма заложена в проект бюджета на 2016 г. Из этого 37,1 млрд руб. пойдет на компенсацию затрат монополии на пригородные перевозки и 20,2 млрд руб. – на перевозки дальнего следования.