«Соллерс» хочет обнулить долг
Компания будет сокращать расходы и инвестировать только в продуктовое развитиеПри такой стоимости денег надо работать с нулевым долгом. Будем стремиться [к этому]. Это программа года на два», – передал вчера «Интерфакс» слова основного владельца группы «Соллерс» Вадима Швецова. По его словам, компания намерена «разумно взвешивать риски в инвестиции, инвестировать только в продуктовое развитие». У компании есть «особенно большой потенциал [в оптимизации расходов] в логистике, технологии, производительности труда», добавил он. Представитель «Соллерса» на дополнительные вопросы не ответил.
Чистый долг группы «Соллерс» за полгода вырос на 28% до 6,9 млрд руб. Краткосрочный долг группы «Соллерс» в 2014 г. был на уровне 8,5 млрд руб., а денег и эквивалентов на счетах – 6,5 млрд руб. На 30 июня – 4,6 млрд и 1 млрд руб. соответственно. «Соллерс» докупал акции УАЗа, напоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.
В прошлом году у «Соллерса» было 3,7 млрд руб. чистого убытка по МСФО против 3,58 млрд руб. прибыли годом ранее. В первом полугодии чистая прибыль была 938 млн руб. Получить прибыль группа планирует и по итогам года, говорил весной заместитель гендиректора «Соллерса» Николай Соболев. Отношение чистого долга к EBITDA к концу года будет 1–1,2, прогнозировал он. В июне этот показатель составлял 2, по оценке Беспалова. На 2016 г. «Соллерс» готовит «достаточно сбалансированный жесткий бюджет», сказал Швецов.
До 30 сентября ПАО «Соллерс» должно было погасить 2,5 млрд руб. долга по двухлетнему кредиту ВТБ, следует из квартального отчета компании. Представитель ВТБ от комментариев отказался. ВЭБ участвует в финансировании только СП «Соллерса» – Ford Sollers, «Мазда Соллерс мануфэкчуринг рус», говорит представитель банка: «В рамках этих проектов вопрос о досрочном погашении не рассматривается».
«В ближайшие два года «Соллерсу» будет достаточно денежного потока для полного погашения долга, но сейчас смысла в этом нет», – считает Беспалов. Банковские ставки сейчас высокие, но с учетом субсидирования государством части процентных выплат по инвесткредитам – на приемлемом уровне, объясняет он. Смысла в нулевом или отрицательном долге нет, соглашается аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов: у компании есть куда инвестировать (обновление модельного ряда и др.), а долговая нагрузка «на оптимальном, здоровом уровне».
Представители Ford Sollers и «Камаза» не стали комментировать долговую политику. Представители «АвтоВАЗа», группы ГАЗ на вопросы не ответили. Снижение долга особенно актуально для группы ГАЗ, замечает Беспалов: на конец июня ее чистый долг по МСФО был 60,5 млрд руб. (5,5 EBITDA). «АвтоВАЗу» без новых кредитов не обойтись: у завода большая инвестпрограмма, а денежного потока пока недостаточно, говорит Беспалов. «Камаз» привлекает деньги на инвестпрограмму за счет облигаций, размещаемых под госгарантии.