Кредиторы «Трансаэро» создают комитет спасения

Негосударственные банки договорились провести аудит компании и не подавать против нее иски
Часть кредиторов «Трансаэро» хотят не банкротства, а реанимирования компании
Часть кредиторов «Трансаэро» хотят не банкротства, а реанимирования компании / Юрий Смитюк / ТАСС

Двенадцать банков-кредиторов, держателей около 60% долга «Трансаэро» (51 млрд руб.), в среду, 7 октября, договорились создать комитет, провести независимый аудит компании и не подавать иски о ее банкротстве, рассказали «Ведомостям» два участника этой встречи.

По словам одного из них, в собрании не принимали участия Сбербанк, ВТБ и Альфа-банк. Инициатором встречи стал МФК Михаила Прохорова, уточняет он. «Нам неизвестно об этих планах [создания комитета кредиторов]», – отметил представитель ВТБ. Представитель Сбербанка не ответил на вопросы «Ведомостей». Представитель Альфа-банка подтвердил, что банк не присутствовал на встрече.

Самым оптимальным вариантом для кредиторов – участников встречи было бы создание синдицированного кредита для «Трансаэро» под госгарантии (50% от суммы кредита), это помогло бы банкам не резервировать средства под задолженность «Трансаэро», а компании отработать хотя бы часть долгов, говорит топ-менеджер банка, кредитора «Трансаэро». Есть и еще один вариант – создать на базе компании нового перевозчика и передать ему самолеты в лизинг. С тем, кто будет управлять новой компанией, пул кредиторов пока определяется.

Мораторий возможен, знает другой топ-менеджер, но, скорее всего, это будет некое джентльменское соглашение между банками не банкротить компанию, а не юридически обязывающий документ. Он уточняет, что ситуация с возможной несостоятельностью «Трансаэро» очень опасна и для многих банков списание долгов перевозчика станет критичным.

Персонал пристроят

Росавиация намерена сформировать базу вакансий для трудоустройства авиационного персонала «Трансаэро» в случае прекращения деятельности авиакомпании, заявил в четверг руководитель ведомства Александр Нерадько «Интерфаксу». По его словам, у других авиакомпаний уже есть планы, как использовать персонал «Трансаэро» в случае прекращения ее операционной деятельности. «Мы готовы к различным сценариям», – подчеркнул Нерадько.

«Трансаэро» должна кредиторам 85 млрд руб., из них ВТБ – 12,7 млрд руб., Газпромбанку – 7,9 млрд руб., а Альфа-банку – 600 млн руб. Общие долги «Трансаэро» составляют 250–260 млрд руб., из которых 150 млрд руб. – обязательство по лизингу, около 20 млрд руб. – долги перед аэропортами и топливно-заправочными компаниями. Каков долг перед Сбербанком, неизвестно.

Согласно данным картотеки арбитражных дел, исков о банкротстве «Трансаэро» не зарегистрировано, но с начала сентября на нее подали в общей сложности 18 исков о взыскании 5,2 млрд руб. Среди истцов есть и два банка – ВБРР и Альфа-банк. Они вместе требуют вернуть им 754 млн руб. Также 2 октября Сбербанк и Альфа-банк подали заявления в Единый реестр сведений о фактах деятельности юрлиц о намерении обанкротить «Трансаэро». По закону банки получат право подать иск о банкротстве 18 октября.

Пока же кредиторы «Трансаэро» решили провести независимый аудит компании. «Политика текущего менеджмента привела к полной потере ликвидности. Выручка компании упала до 700 млн руб. в месяц», – отметил один из собеседников «Интерфакса». При этом раньше она в среднем превышала 8 млрд руб. в месяц.

То, что кредиторы решили договориться и пока не банкротить авиакомпанию, – прецедент, говорит портфельный управляющий УК «Капиталъ» Дмитрий Постоленко. Обычно кредиторы быстрее конкурентов пытаются обратиться в суд и обанкротить компанию. Это позволяет им утвердить своего конкурсного управляющего и руководить разделением активов. Здесь случай нетипичный, поскольку у «Трансаэро», по сути, нет активов (самолеты в лизинге, а бренд не стоит заявленных в отчете средств), говорит Постоленко.

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"