Петербургские отели заработали на слабом рубле, экономическом форуме и белых ночах
Успех обеспечили и российские туристы, не поехавшие отдыхать за границуЛюксовый сегмент гостиничного рынка Петербурга летом продемонстрировал лучшие результаты с 2006 г. По сравнению с прошлогодними июнем – августом загрузка увеличилась с 62 до 78%, а средняя цена за номер выросла (средний тариф) на 81% – почти до 19 500 руб., говорит Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL. По ее информации, RevPAR (выручка с одного номера) вырос более чем на 130%, превысив 15 000 руб. В среднем сегменте, по данным JLL, загрузка увеличилась с 74 до 83%, RevPAR вырос на 9% до 2500 руб. Такой успех связан в том числе с поздними на этот раз датами XIX Петербургского международного экономического форума, который прошел 18–20 июня и совпал с сезоном белых ночей, считает Веллер.
Вырос интерес к Петербургу иностранных гостей: в связи с ослаблением рубля отдых в России стал более доступным, отмечает Наталия Розенблюм, партнер Hospitality Income Consulting. Но основная причина успешного сезона – рост внутреннего туризма, говорит она.
За первое полугодие стоимость проживания в отелях уровня «3–4 звезды» выросла на 5%, в пятизвездочных – на 20%, но, учитывая валютные колебания, для иностранных туристов цены на размещение снизились почти в два раза, отмечает Илья Андреев, вице-президент NAI Becar.
Летают по России
Пассажиропоток аэропорта «Пулково» в январе – августе 2015 г. составил 9,45 млн человек, что на 4,3% меньше, чем в аналогичный период 2014 г., сообщает пресс-служба «Воздушных ворот Северной столицы». Пассажиропоток на внутренних линиях вырос на 11,6% до 5,3 млн человек, на международных – сократился на 19,4% до 4 млн руб.
Генеральный менеджер Azimut Hotel St.Petersburg (два отеля) Алексей Акиндинов рассказал, что у них общая загрузка в мае снизилась на 4%, в июне выросла на 12,6%, а в связи с повышением среднего тарифа доходность на номер в мае – июне выросла на 20%. В июле – сентябре рост загрузки составил всего 3% по сравнению с прошлым годом, но цена при этом выросла на 11%, а доходность на номер – на 9%.
Если судить по «наиболее характерному» июню, то сезон был хорошим – увеличение загрузки на 5% и доходности на номер на 8% по сравнению с прошлым годом, передал через пресс-службу Николя Торио, генеральный менеджер отеля «Ibis Санкт-Петербург Центр» (бренд гостиничного оператора Accor). Однако, по его словам, это «главным образом благодаря экономическому форуму». При этом, продолжил Торио, с начала года загрузка снизилась на 2%, средний тариф не изменился, а доходность на номер упала на 3%. Этот 2015 год похож на 2014-й, но средний тариф увеличился и показатель доходности на номер повысился на 10%, передал через пресс-службу Эдгар Поли, генеральный менеджер отеля «Novotel Санкт-Петербург Центр» (также бренд Accor). По его словам, приток корпоративных клиентов с Ближнего Востока и из Азии компенсирует их сокращение из ЕС и России, большой спрос также со стороны российских туристов. В апарт-отеле «Вертикаль», которым управляет NAI Becar, доля бизнес-туристов увеличилась на 15%, а в целом за год с момента открытия апарт-отеля средняя заполняемость выросла с 40 до 88%, говорит Андреев.
Загрузка отелей среднего сегмента «Кронвелл менеджмент» выросла этим летом примерно на 5%, тарифы не изменились, говорит гендиректор управляющей компании Алексей Мусакин. По его словам, на рынке произошло перераспределение из-за девальвации рубля: «Те [иностранцы], кто раньше мог позволить себе 3-звездочные отели, перешли на категорию выше, и т. д. При этом выиграли все за счет общего увеличения количества туристов». Загрузка загородных отелей выросла на 15–20% за счет отдыхающих из Петербурга и Москвы, которые из-за высокого курса валют не поехали за рубеж. В Azimut Hotel St.Petersburg отмечено сокращение количества гостей из Японии на 40%, из Франции – на 18%, при этом поток приезжих из Белоруссии и Казахстана вырос на 44 и 34% соответственно, из Китая – на 12%, отмечает Акиндинов.
Тенденция этого сезона – увеличение потока гостей с небольшим приростом средней цены в итоге приносит увеличение по доходности на номер, но и значительно увеличивает расходы на обслуживание номеров, говорит Акиндинов. Рентабельность отельного бизнеса в следующем году снизится, считает Мусакин. По его словам, если отель поднимет цены больше чем на 5%, он потеряет клиентов, но затраты на продукты выросли на 20–25%, на коммунальные услуги – на 10–13%. Основной рост затрат пришелся на август – сентябрь, добавляет он.