Оборот топлива «Евро-4» продлен на полгода

Отложить переход могут еще раз, если компании не справятся с модернизацией НПЗ, считают эксперты
Нефтяные компании получили дополнительное время на модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов
Нефтяные компании получили дополнительное время на модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов / С. Петров

Оборот топлива стандарта «Евро-4» продлевается на полгода, до 1 июля 2016 г. Такое решение во вторник принял премьер-министр России Дмитрий Медведев по итогам специального совещания в Нижнем Новгороде. Таким образом было найдено компромиссное решение. Минэнерго предлагало продлить действие класса «Евро-4» на год, опасаясь, что «Роснефть» не успеет модернизировать свои НПЗ и не сможет выпускать достаточное количество «Евро-5», из-за чего на рынке возникнет дефицит. При этом сама компания на днях пообещала завершить модернизацию в срок – до конца 2015 г.

«Роснефть» никогда не просила продлить сроки действия «Евро-4», подчеркивал представитель компании.

Недавно нефтяные компании уточнили свои прогнозы, сказал на совещании министр энергетики Александр Новак. Если раньше Минэнерго прогнозировало, что переход на «Евро-5» с начала 2016 г. приведет к дефициту бензина в 1,8–3,5 млн т в год, то теперь недостаток может составить 1 млн т, и то в случае максимального потребления (36,4 млн т), объяснил министр. Если потребление будет минимальным (34,4 млн т), на рынке и вовсе образуется 1 млн т профицита, отметил он. В целом компании готовы обеспечить потребности внутреннего рынка при потреблении в 35,5 млн т, но резервных объемов не остается, сказал Новак.

Затратная модернизация

1 трлн руб. столько могут составить инвестиции нефтяных компаний в модернизацию НПЗ в 2011–2015 гг., сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев.

Минэнерго предлагает обязать нефтяные компании 90% выпускаемого в 2016 г. бензина продавать на внутреннем рынке, добавил он. По словам министра, в течение шести месяцев Минэнерго будет мониторить ситуацию на рынке топлива и по итогам примет новое решение. Размер акцизов на «Евро-5» и «Евро-4» пока обсуждается, Минэнерго предлагает сделать дифференциал между ставками в 3500 руб.

Нефтяные компании должны были полностью перейти на выпуск топлива стандарта «Евро-5» с 2016 г. Это предусматривали четырехсторонние соглашения, подписанные Росстандартом, Ростехнадзором, ФАС и компаниями в 2011 г. Планировалось модернизировать 34 действующие установки и построить 99 новых. Нефтяники не укладываются в сроки в силу «существующих трудностей», среди которых «финансовые и производственные причины», рассказал Медведев. Но в целом модернизация (переход НПЗ на выпуск большего объема светлых нефтепродуктов), по его словам, может завершиться в 2020 г. В энергостратегии до 2035 г. говорится, что к 2020 г. глубина переработки нефти вырастет с 72 до 90%, выход светлых нефтепродуктов – с 58 до 73–74%.

Решение отложить переход на «Евро-5» на полгода взвешенное, считает директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. Риски для рынка бензина в случае запрета «Евро-4» очевидны: потребление в 2016 г. может составить чуть менее 36 млн т, объясняет он. Похоже, регуляторы дали компаниям возможность завершить проекты модернизации НПЗ, которые находятся в финальной стадии, полагает Турукалов. А в случае необходимости оборот бензина класса «Евро-4» может быть продлен еще раз, считает он. Финансовых причин, по которым компании могли затянуть сроки модернизации, по сути, две, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Модернизация финансируется из привлеченных средств, поэтому главная проблема – закрытые рынки зарубежного финансирования, объясняет он. Понятно, что компании в этой ситуации пытаются сдвинуть сроки модернизации или получить льготное кредитование. Вторая причина – падение цен на нефть. Конечно, долларовые цены компенсируются девальвацией рубля, но для модернизации НПЗ это не актуально: 80–100% оборудования – зарубежное и закупается в иностранной валюте, заключает Полищук.