Азия может не оправдать надежд «Газпрома»

Китай снижает прогноз потребления газа, а Япония и Индия хотят изменить схему поставок
Поставки газа в Китай скоро могут превысить текущий экспорт в Европу (150–160 млрд куб. м в год), прогнозировал в конце 2014 года предправления «Газпрома» Алексей Миллер (в центре)
Поставки газа в Китай скоро могут превысить текущий экспорт в Европу (150–160 млрд куб. м в год), прогнозировал в конце 2014 года предправления «Газпрома» Алексей Миллер (в центре) / С. Портер / Ведомости

Поставки газа в Китай скоро могут превысить текущий экспорт в Европу (150-160 млрд куб. м в год), прогнозировал в конце 2014 г. предправления «Газпрома» Алексей Миллер. Но Китаю может не понадобиться столько российского газа. CNPC снижает прогноз спроса, сообщил в своей презентации на конференции «Нефть и газ Сахалина 2015» заместитель гендиректора компании по стратегическим исследованиям Ван Чжэнь.

Госплан Китая предполагает, что к 2020 г. потребление газа в стране превысит 360 млрд куб. м. Но CNPC ожидает, что спрос в лучшем случае достигнет 334 млрд куб. м, а в худшем – не превысит 269 млрд куб. м. В презентации говорится, что к 2020 г. (поставки из России в лучшем случае только начнутся в небольших объемах. – «Ведомости») Китай будет импортировать 75-80 млрд куб. м трубопроводного газа. Сейчас он получает его из Туркмении и Мьянмы.

К 2030 г. импорт трубопроводного газа составит 120-130 млрд куб. м. То есть при условии, что другие страны не будут наращивать поставки в Китай, на «Газпром» к этому моменту придется только 40-55 млрд куб. м трубопроводного газа.

Впрочем, сам Ван Чжэнь считает, что цель России поставлять в Китай 100 млрд куб. м является возможной.

К 2030 г. сам Китай хочет добывать 270-346 млрд куб. м (в зависимости от успехов в разработке месторождений сланцевого газа), импортировать по трубам 120-130 млрд куб. м и еще 70-80 млрд куб. м в виде СПГ (в том числе из России).

Большинство месторождений, где потенциально ожидается рост добычи газа, находятся в Западных и Северо-центральных регионах Китая, говорится в презентации. Именно в эту часть Китая должна выйти «Сила Сибири 2».

Ван Чжэнь пояснил, что Китай возлагает большие надежды на сланцевый газ, старается привлечь к его добыче частные компании и развивать необходимую инфраструктуру. Но даже если прорыва в этой сфере не случится, дефицита газа не будет. Наоборот, если в Китае произойдет сланцевая революция, то избыток предложения газа на китайском рынке может достигнуть 100 млрд куб. м.

Япония ждет низких цен

Япония, которая является крупнейшим в Азии рынком СПГ, ждет радикального изменения ценообразования на газ, сообщил в своей презентации заместитель гендиректора Tokyo Gas Ясунобо Оно.

После аварии на АЭС Фукусима Японии пришлось покупать много дорогого СПГ. Поставщики рассчитывали, что спрос на него будет только расти. Но страна решила возобновить работу части АЭС. Первый блок был запущен в августе этого года, еще пять признаны соответствующими новым нормам, а всего заявки поданы на 25 блоков, сообщается в презентации Ясунобо Оно.

Если газ окажется неконкурентоспособным, то спрос на него в Японии снизится с нынешних 90 млн т СПГ в год до примерно 60 млн т к 2030 г., прогнозирует он. Чтобы этого не произошло, цены на газ в регионе следует привязать к американскому Henry Hub, у которого должны появиться азиатские узлы. При этом цены с нефтяной привязкой тоже должны быть приближены к споту, считает топ-менеджер. Необходимо также сокращать разрыв между азиатскими и европейскими ценами на газ, чтобы рынок СПГ стал более глобальным.

От российских поставщиков Япония, как и европейские потребители, ждет и более мягкого подхода к условию «бери или плати».

Причем так же, как и Европа, Япония делает ставку на энергосбережение и возобновляемую энергетику, сообщил директор департамента министерства экономики, торговли и промышленности Японии Тошихико Фуджии. К 2030 г. на ВИЭ в структуре японской генерации придется 19-20%, на АЭС – 17-18%, а на СПГ – 22%.

Япония нацелена на диверсификацию поставок газа и по-прежнему заинтересована в строительстве газопровода из России, сообщил Ясунобо Оно.

Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев на конференции «Нефть и газ Сахалина» сообщил журналистам, что этот вопрос сейчас не обсуждается.

Газопровод для Индии

Индия также хотела бы получать из России трубопроводный газ, сообщил бывший вице-президент (сейчас консультант) ONGC Мк Наяр.

«Газпром» хочет поставлять в Индию СПГ. Но российский СПГ для Индии с точки зрения транспортных расходов такой же, как американский или австралийский, говорит топ-менеджер.

При этом в Западной Сибири у «Газпрома» профицит добычных мощностей на 200 млрд куб. м. Инфраструктура для его экспорта в Индию по большей части уже создана. Мк Наяр считает, что газ из России мог бы идти по газопроводу Средняя Азия – Центр, который от России проходит через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан до границы с Афганистаном. Прежде этот газопровод использовался для поставок в Россию среднеазиатского газа, закупки которого «Газпром» постепенно снижает. Этот газопровод, считает топ-менеджер, можно запустить в реверсном режиме и соединить с газопроводом ТАПИ (Туркмения – Афганистан – Пакистан – Индия).

Туркмения обещает начать строительство ТАПИ для экспорта своего газа в Индию в декабре этого года, сообщало агентство Reuters со ссылкой на источники в туркменском правительстве. «Газпром» неоднократно приглашали участвовать в ТАПИ.

В среду начальник управления координации восточных проектов «Газпрома» Виктор Тимошилов отказался это комментировать.