Россия опоздала с импортозамещением оборудования на шельфе

В этой сфере без интеграции с другими странами не обойтись, считает вице-премьер Александр Хлопонин
Разработать шельф без иностранных партнеров Россия не сможет, считает зампред правительства Александр Хлопонин
Разработать шельф без иностранных партнеров Россия не сможет, считает зампред правительства Александр Хлопонин / Максим Воркунков / ТАСС

Проблема импортозамещения оборудования для работы на шельфе возникла в прошлом году, когда США и ЕС запретили поставки технологий для работы на арктическом шельфе и на глубине свыше 150 м. В тот момент «Роснефть» и ExxonMobil как раз открыли месторождение «Победа» в Карском море, пробурив скважину «Университетская-1». ExxonMobil пришлось приостановить участие в проекте, бурение разведочных скважин было отложено. Затем США распространили санкции и на Южно-Киринское месторождение «Газпрома» (проект «Сахалин-3»), газ с которого участники проекта «Сахалин-2» планировали поставлять на третью очередь завода СПГ. Технологии для Южно-Киринского могут поставить всего четыре компании, три из которых американские: это FMC Technologys, Cameron, GE, а также норвежская Acker Solutions.

Россия опоздала с импортозамещением оборудования для работы на шельфе, нужна интеграция со странами, имеющими опыт в этой сфере, заявил вчера Хлопонин (цитата по «Интерфаксу»). Стран с таким опытом, не вводивших санкций против России, много, считает он.

План импортозамещения в нефтегазовой отрасли Минпромторг подготовил в начале года (приказ подписан 31 марта), но результатов, о которых можно реально рассказать, пока нет, признает профильный чиновник одного из министерств. Быстрых результатов в импортозамещении оборудования для шельфа ждать и не стоит – по данным Минэнерго, локализация этих технологий находится в самом конце цепочки приоритетов. Минпромторг планирует снизить долю оборудования для шельфовых проектов до 60–70% к 2020 г.

«Звезда» Арктики

Проект оценивается в 145 млрд руб., вопрос финансирования решен – до 1 декабря 60 млрд руб. «Звезде» выделит «Роснефтегаз», кредит даст Газпромбанк, еще 20 млрд руб. могут прийти из фонда национального благосостояния, рассказывал помощник президента Андрей Белоусов. Но технологического партнера «Роснефть» пока не нашла.

Ввод новых месторождений в Арктике – одна из важных стратегических задач для России, так же как и разработка трудноизвлекаемых запасов, но, однако, в ближайшие годы их вклад в общероссийскую добычу будет невысок, говорит директор нефтегазового центра EY Денис Борисов. По прогнозу Минэнерго, добыча в Арктике к 2020 г. составит всего 3 млн т, а к 2035 г. – 33 млн т (6,3% от всей добычи); всего на шельфе к 2035 г. Россия будет добывать 50 млн т нефти (9,5% от добычи). При текущих ценах на нефть арктические участки нерентабельны, в Арктике всего 2% запасов нефти в России, неясно, зачем тратить огромные средства на импортозамещение, чтобы их добывать, скептичен партнер RusEnergy Михаил Крутихин, Арктика богата газом, но в России простаивает огромное количество газовых мощностей и на суше, а добыча «Газпрома» все падает.

Главный драйвер импортозамещения оборудования для шельфа сейчас «Звезда», которой владеют «Роснефть» и Газпромбанк, напоминает директор Small Letters Виталий Крюков. На верфи будут строиться суда обеспечения, буровые суда и платформы, арктические танкеры и т. д. (см. врез).

Локализовать отдельное оборудование для российских судов для работы на шельфе готовы даже западные компании, например General Electric (GE), вопрос только в твердых заказах, рассказывает сотрудник крупной судостроительной компании. Представитель GE отказался от комментариев.

Стратегическими партнерами по локализации Крутихин называет Южную Корею, которая строит буровые суда и платформы, а также Китай. Но о договоренностях с Южной Кореей пока не объявлялось, а у Китая технологии похуже, на уровне 1970-х гг., однако выбора у России сейчас нет, считает Крутихин, но даже страны, которые не ввели санкции, боятся ссориться с США.