Розничной торговле не хватает спроса
Продажи продолжают расти только у крупнейших сетей, но и этот рост замедлилсяНаметившаяся стабилизация делового климата в розничной торговле не состоялась – разворота к росту отрасли не стоит ждать в ближайшее время, свидетельствуют данные Высшей школы экономики (ВШЭ). Экономическая активность торговцев снова замедлилась, а их индекс предпринимательской уверенности снизился с +4% во II квартале до +1% в текущем III квартале.
Эксперты ВШЭ оценивают индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле, исходя из ответов руководителей примерно 4000 магазинов из 78 регионов страны в ходе опросов Федеральной службы государственной статистики.
В апреле – июне 2015 г. индекс предпринимательской уверенности впервые за последние несколько кварталов подрос, но это было связано с тем, что представители розничной торговли ожидали позитивных перемен в экономике в июле – сентябре, отмечают эксперты ВШЭ.
Но в III квартале на рынке продолжили усиливаться основные кризисные факторы 2014–2015 гг., отмечают авторы исследования: это сокращение реальных располагаемых доходов населения и, как следствие, переход домашних хозяйств на избирательно-сберегательную модель потребления.
При этом резко выросла доля торговцев-респондентов, которые назвали главной проблемой для развития недостаточный платежеспособный спрос (54% в среднем по отрасли, подробнее см. график). Еще год назад эту причину называли главной проблемой менее половины опрошенных (46%).
Летом население активизировало свои траты, поэтому «осенне-зимний период для ритейлеров совершенно однозначно станет периодом дальнейшего сжатия спроса на большинство товаров», полагает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.
В августе 2015 г. оборот розничной торговли в России сократился на 9,1% в сопоставимых ценах до 2,39 трлн руб., свидетельствуют данные Росстата. За январь – август 2015 г. падение розничных продаж в стране составило 8,2% год к году.
Крупнейшие ритейлеры пострадали в меньшей степени. Несмотря на замедление роста продаж по сравнению с инфляционным ростом начала этого года, выручка лидеров рынка растет двузначными темпами: августовские продажи «Магнита» выросли на 20,76%, «Дикси» – на 12,9%.
Крупнейшие сети оказались в выигрыше вследствие общего спада в экономике, отмечали аналитики «Сбербанк CIB» на прошедшей неделе. Только «Магнит», X5, «Дикси», «Лента» и «О’кей» за полгода ввели 778 000 кв. м новых торговых площадей, из них около четверти пришлось на «Магнит». Что важно, открывавшиеся в первом полугодии 2015 г. магазины были запланированы еще в 2014 г., до того как кризис ликвидности «достиг критической массы», указывают аналитики инвестбанка. Это значит, что крупнейшие розничные сети еще не полностью воспользовались всеми возможностями, считают они.
По прогнозу «Infoline-аналитики», семь крупнейших ритейлеров («Магнит», X5 Retail Group, «Ашан», «Дикси», Metro Cash & Carry, «Лента» и «О’кей») в этом году увеличат свою долю в товарообороте страны сразу более чем на 2 процентных пункта до 22,2% всей розничной торговли в стране. Главным образом, как считает «Infoline-аналитика», это произойдет за счет сокращения доли традиционных, несетевых магазинов (на 1,7 п. п. до 28,8%) и рынков (на 1,6 п. п. до 6,7%).