Конец года может стать рекордным для ритейлеров
Если рентабельности розницы не помешают сокращение покупательской активности и внимание чиновниковПо мере замедления продовольственной инфляции в России крупнейшие розничные сети стали фиксировать и замедление прироста оборотов. Августовские продажи «Магнита», к примеру, выросли на 20,76% – а в первые пять месяцев года рост превышал 30%; «Дикси» нарастила выручку на 12,9% в августе – но по сравнению с темпами начала года это двукратное замедление. (Остальные публичные ритейлеры раскрывают поквартальные данные.) По прогнозу аналитиков «Сбербанк CIB», продовольственная инфляция замедлится до 13,6% в декабре 2015 г.
Несмотря на замедление роста продаж, сети могут рассчитывать на высокую рентабельность, считают аналитики. Средняя валовая рентабельность лидеров рынка может достичь 28,7% в октябре – декабре 2015 г., прогнозирует «Сбербанк CIB», а рентабельность по EBITDA – превысить 10%. Это будет еще один мировой рекорд российской розницы, говорится в обзоре.
Как правило, валовая рентабельность розничных сетей достигает пиковых уровней через 2–3 квартала после скачка инфляции, пишут аналитики, а в IV квартале валовая рентабельность сетей обычно растет – к концу года ускоряется продовольственная инфляция. К примеру, в мае 2008 г. продовольственная инфляция достигла 22%, а средняя валовая рентабельность «Магнита», X5 Retail Group и «Дикси» дошла до рекордных 25% к IV кварталу 2008 г. В IV квартале 2011 г. было даже 26% – после того инфляция достигла 14% в феврале (см. график).
Средняя рентабельность EBITDA крупнейших ритейлеров может оказаться чуть ниже (9,7% в IV квартале 2015 г.), отмечают аналитики: сети могут решить вложить часть прибыли в снижение цен, учитывая внимание государства к ценообразованию в отрасли.
В мае Госдума приняла в первом чтении законопроект, предлагающий сократить совокупный размер бонусов поставщиков сетям до 3% (сейчас ограничен только ретробонус – 10%). Минпромторг выступает за обнуление всех бонусов и перевод маржи ритейлеров в наценку.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев заявил вчера, что крупнейшие ритейлеры готовы к обнулению бонусов.
Рекордам рентабельности крупных сетей могут помешать несколько факторов, опасается старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Покупательная способность населения в реальном выражении сильно пострадала из-за разгона инфляции, отсутствия роста зарплат, высокой степени неопределенности и т. д., говорит она, а рентабельность ритейлера определяют не только цены, но и структура покупательской корзины, а негативные изменения в поведении потребителей привели к сокращению в корзине доли прибыльных для сетей товаров.
Годовые планы
Гендиректор крупнейшего ритейлера в России – «Магнита» Сергей Галицкий в июле снизил прогноз по росту выручки компании на 2015 г. до 26–28%, однако повысил ожидания по рентабельности EBITDA до 10,5–11,2–11,3% (предыдущий прогноз – 9,5–11%). «Дикси» ожидает роста продаж на этот год на 16–20% (против 20–25% прироста, ожидавшихся в начале года). X5 не объявляла ожиданий по росту выручки на этот год.
Структура розничного рынка значительно изменилась по сравнению с 2008 и 2011 гг., продолжает Колупаева: «Доля крупнейших сетей приближается к четверти рынка, а прежде была менее 20%». Меньше была и насыщенность рынка, а валовая рентабельность была волатильной.
Покупатели переключатся на «магазины у дома», чтобы не поддаться импульсу и не потратить много в больших магазинах, говорил в августе главный исполнительный директор X5 Retail Group Стефан Дюшарм. Также потребители активно ищут промоакции, выбирают менее известные бренды и товары с самой низкой ценой, сокращают общее число товаров в корзине, перечислял Дюшарм.
Но в обороте ритейлеров серьезно выросла доля собственных торговых марок, указывает Колупаева, а такие товары прибыльнее для сетей с точки зрения валовой маржи.
Покупатели становятся беднее и сейчас все сети инвестируют в цены, говорит председатель совета директоров «Магнита» Хачатур Помбухчан: «Поэтому по поводу рекордных валовых прибылей у меня есть сомнения». Хотя в целом IV квартал обычно более удачный, чем остальные, потому что близко Новый год, рассуждает он: «Меняется структура продаж, люди покупают более дорогие продукты. И обычно в октябре – декабре маржа выше, чем в другие кварталы».