Бывшие совладельцы «Ленты» за три года вложат 21 млрд рублей в новую сеть
«Оптоклуб Ряды» рассчитывает привлечь малые и средние предприятияДмитрий Костыгин и Август Мейер, в 2011 г. продавшие 42% сети «Лента» за $1 млрд, вчера открыли первый комплекс сети «Оптоклуб Ряды» на Шафировском проспекте, 16А. Общая площадь комплекса – 14 000 кв. м, торговая – 10 000 кв. м. Инвестиции в него составили 1,2 млрд руб., проект окупится через 10–11 лет, говорит Костыгин. По его словам, партнеры вкладывают в проект пока только собственные средства. Комплекс должен выйти на показатель в 4 млрд руб. валовой выручки после первого года работы, добавляет он.
ООО «Биг бокс», принадлежащее Инне Мейер, планирует открыть 21 клуб в Москве и Петербурге до 2018 г., общий объем инвестиций составит 21 млрд руб., рассказывает Костыгин. По его словам, на Россию необходимо 100 таких комплексов, из них 50 – в Москве и Петербурге. Следующий комплекс откроется через несколько месяцев на Пулковском шоссе, в 2016 г. появятся «Ряды» в Мытищах.
Своими клиентами «Ряды» видят малый и средний бизнес, а также физлиц. В ассортименте около 4000 наименований, примерно половина – продовольственные товары. На российских производителей приходится около 60% ассортимента. «Ряды» не берут с поставщиков плату за продвижение товара на полке и ретробонусы, говорит Костыгин. Это подтвердил исполнительный вице-президент «Атриа Россия» Ярмо Линдхольм.
Скидки по картам
«Оптоклуб Ряды» работает в нише складских клубов. Прототипом Костыгин называет американскую CostCo. Для членов клуба предусмотрены программы лояльности. Клубные карты «профи» (750 руб.) и «эксперт» (7500 руб.) дают скидку 5 и 10% соответственно, сказано в буклете «Рядов».
Средний чек для юрлиц составит 15 000 руб., для физлиц – 3000 руб., прогнозирует гендиректор «Оптоклуб Ряды» Елена Стрельцова. По ее словам, ритейлер рассчитывает перетянуть покупателей с оптовых баз и рынков. Доля несетевой торговли и розничных рынков, которые формируют оборот оптовых баз, в Петербурге не превышает 15% рынка продовольственных товаров, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Дистрибуторы в нескольких товарных группах (fresh, пиво, сигареты, напитки) контролируют ценообразование и не допускают отклонений, говорит Бурмистров. По его словам, «Ряды» в этих категориях не способны сформировать уникальное товарное предложение, которое обеспечило бы массовое переключение B2B-сегмента.
Средняя наценка «Рядов» – около 15–16% против 33–35% у «Ленты» или «Магнита», говорит Костыгин. Реалии рынка могут повлиять на планы владельцев новой сети, в том числе на наценку, осторожен Линдхольм. Идея проекта хороша, но узкий ассортимент может быть одновременно сильной и слабой стороной, говорит гендиректор дистрибутора «Парфюм» Алексей Петров. Успех этой модели ритейла за рубежом не гарантирует ей безоблачного будущего в России, добавляет Линдхольм.
Главные критерии для смены оптовых закупок – цена, удобная инфраструктура и качество погрузки, возможность купить все необходимые продукты за один раз, рассуждает один из петербургских рестораторов. Расширение ассортимента, уменьшение размера минимальной покупки и организация онлайн-продаж с использованием платформы «Юлмарта» могут сформировать уникальное предложение для сегмента Horeca и потеснить лидера в данном сегменте – Metro Cash & Carry, считает Бурмистров. Ограничение потребительского потока высокими ценами или картами может плохо сказаться на бизнесе ритейлера, говорит топ-менеджер федеральной сети. По его словам, для создания конкурентного преимущества ассортимент должен содержать уникальные позиции.