Менеджеры «Лукойла» собрали контрольный пакет акций компании

Если это и защита от поглощения, то только на будущее – сейчас претендентов на «Лукойл» нет
Президент «Лукойла» Вагит Алекперов четыре года шел к контролю над компанией
Президент «Лукойла» Вагит Алекперов четыре года шел к контролю над компанией / М. Стулов / Ведомости

На вопрос о том, управляет ли менеджмент контрольным пакетом акций «Лукойла», президент и основной владелец компании Вагит Алекперов всегда отвечал уклончиво. «Нет одного контролирующего акционера. Какой пакет у менеджеров в целом, я бы не стал говорить», – рассказывал Алекперов в интервью «Ведомостям» год назад. «Менеджмент компании сегодня обладает возможностью контролировать акции «Лукойла», – подчеркивал бизнесмен РБК в январе этого года. При этом он никогда и не провозглашал такой цели – собрать контрольный пакет.

Но до этого Федун говорил, что часть бумаг может быть погашена, часть – использована для бонусной программы (в ней задействовано около 700 менеджеров компании). Рассматривалось и размещение на новых площадках – в Сингапуре или Шанхае. Сейчас это неактуально, поэтому пока компания акции будет держать, уверен старший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов. В последнее время «Лукойл» повторял, что квазиказначейский пакет останется финансовым резервом. Теоретически компания могла бы выпустить под эти акции конвертируемые облигации, рассуждает аналитик UBS Максим Мошков, но вряд ли это нужно компании – проблем с ликвидностью у «Лукойла» нет.

Но в октябре 2014 г. Forbes со ссылкой на источники сообщал, что Федун хочет продать свои акции, а одним из возможных покупателей пакета является «Роснефть», хотя переговоры ведутся не только с госкомпанией. Представитель «Лукойла» это опровергал, а президент «Роснефти» Игорь Сечин заявлял, что компания не планирует покупать акции «Лукойла». «У компании «Роснефть» нет акций «Лукойла», мы их не приобретали – ни мы, ни наши дочерние предприятия – и не собираемся этого делать. Нам есть над чем работать», – говорил он (цитата по «Интерфаксу»).

В четверг вопрос отпал сам собой. «Лукойл» сообщил, что его 100%-ная «дочка» – Lukoil Investments Cyprus Ltd. увеличила долю с 11,25 до 16,18%, конвертировав обмениваемые ноты. На конец 2014 г. у менеджмента было 34% акций компании, самые крупные пакеты были у Алекперова (22,67%) и вице-президента Леонида Федуна (9,78%). С начала года менеджеры скупили еще 0,27% акций. Вместе с квазиказначейским пакетом получается 50,45%.

Lukoil Investments Cyprus Ltd. приобрела акции по программе обратного выкупа на $2,5 млрд, которая была объявлена 15 июня 2012 г. Завершить ее планировалось летом 2015 г. Это «не чистый buy back, а финансовый инструмент, направленный на поддержку котировок акций», передавал «Интерфакс» в мае слова вице-президента по отношениям с инвесторами Андрея Гайдамаки. Акции планировалось выкупать с помощью обмениваемых нот. Этот механизм нужен был, чтобы банки и финансовые структуры в интересах кипрской «дочки» скупали акции «Лукойла», объяснял тогда источник, близкий к компании. Поддержка акций «Лукойла» потребовалась после того, как в 2011 г. завершила продажу своей доли (20%) американская ConocoPhillips.

Что будет с долей Lukoil Investments Cyprus – не ясно. Объявляя выкуп, «Лукойл» не сообщал, что сделает с приобретенными бумагами.

По закону об акционерных обществах квазиказначейскими акциями голосует менеджмент. Уставом предусмотрено, что президент «Лукойла» избирается простым большинством голосов на собрании акционеров, говорит партнер Nektorov, Saveliev & Partners Александр Некторов.

Мажоритарные акционеры увеличивают пакеты до уровня контрольного, чтобы быть более независимыми в принятии решений. Другие возможные варианты – если они готовятся к продаже компании или собираются делать какие-то крупные покупки, говорит руководитель практики коллегии адвокатов «Чаадаев, Хейфец и партнеры» Анастасия Асташкевич.

Два года назад, когда появилась информация об интересе «Роснефти» к «Башнефти», источники «Ведомостей», знакомые с участниками встреч руководителей госкомпании и финансистов, рассказывали, что она интересуется и «Лукойлом». «Вы много лет меня знаете – разве я похож на человека, который что-то продает? Нет! <...> А акции «Лукойла» я только покупаю, – говорил на это Алекперов в интервью «Ведомостям» в сентябре 2013 г. – Компания «Лукойл» не продается – я постоянно это повторяю». Но в то же время менеджеры компании активно наращивали свои пакеты. «Знаете, это решение [о покупке акций менеджментом компании] было принято задолго до того, как появилась информация о возможной продаже «Башнефти», – уверял Алекперов.

Все нефтяные компании сейчас очень дешевы и эта ситуация рано или поздно должна измениться, считает партер Greenwich Capital Лев Сныков. Но сейчас даже потенциального покупателя на «Лукойл» нет, уверен он. Вряд ли консолидация контроля связана с какими-то новыми угрозами поглощения или чем-то подобным, говорит топ-менеджер консалтинговой компании, работающей с нефтяниками. Опрошенные «Ведомостями» чиновники и менеджеры не видят сейчас каких-либо опасностей для «Лукойла».

Менеджмент «Лукойла» постоянно докупал акции: на протяжении последних нескольких лет они тратили на покупку все дивиденды, напоминает собеседник в консалтинговой компании. У Алекперова всегда была четкая позиция – скупать акции на слабом рынке и сейчас настало его время – «Лукойл» существенно недооценен, говорит Сныков. Он подчеркивает: лучшая защита от поглощения – большое количество миноритариев.