Игорь Сечин верит в Китай и не верит в ОПЕК
Первый поможет вернуть цену нефти выше $70 за баррель, а золотые дни картеля сочтены, считает президент «Роснефти»Структурное замедление роста потребления сырьевых товаров в Китае носит управляемый характер, а спрос на нефть со стороны КНР будет расти, считает президент «Роснефти» Игорь Сечин. «Некоторые даже предрекают "жесткую посадку" экономики Китая, т.е. снижение ее темпов роста до 3-4% в год и ниже. Однако, по нашему мнению, вероятность этого сценария не является высокой в силу хороших фундаментальных факторов, лежащих в основе роста китайской экономики», – приводит «Интерфакс» цитаты из его доклада на конференции FT Commodities в Сингапуре, организованной Financial Times.
Среди этих факторов – значительные валютные резервы (по данным Bloomberg на конец августа – $3,56 трлн), в 22 раза превышающие месячный импорт, долг в основном является внутренним, профицит счета текущих операций, а низкая инфляция облегчает центробанку проведение политики по стимулированию экономики. Руководство Китая уже неоднократно демонстрировало умение принимать верные решения и «снова выходить на магистраль устойчивого развития; мы верим, что так будет и на этот раз», заявил Сечин.
Среднегодовые темпы роста потребления нефти в Китае составят до 2020 г. 2%, прогнозирует Сечин. Он объяснил это, например, тем, что количество легковых автомобилей на душу населения в Китае в 3-5 раз отстает от показателей в ведущих странах мира, и этот разрыв будет сокращаться. Кроме того, Китай активно закупает нефть для стратегических резервов, приобретя в первом полугодии 2015 г. около 100 млн баррелей, во втором же планируется закупить еще 50 млн баррелей, сказал Сечин.
Китай – один из крупнейших потребителей сырья в мире, на нефтяном рынке он занимает второе место после США. По оценкам Citi, доля закупок Китая в совокупном мировом экспорте нефти составила в 2013 г. почти 40%. Но в последние годы спрос стал снижаться: если в 2005-2010 гг. годовой импорт нефти вырос почти вдвое, то с 2010 по 2014 г. – лишь на 29%. Темпы роста ВВП Китая снизились в среднем с более чем 10% в течение 30 с лишним лет по 2010 г. (а в 2007 г. они достигли пика в 14,2%) до 7,3% в 2014 г. В понедельник статистическое ведомство страны скорректировало первоначальную оценку в 7,4% роста в прошлом году, при том что официальный прогноз был «около 7,5%». В этом году Пекин ожидает роста ВВП примерно на 7%.
По расчетам JP Morgan Chase, исторически снижение ВВП Китая на 1 процентный пункт ведет к падению цены нефти на 17%.
Цены на нефть восстановятся в течение года-полутора, считает Сечин, поскольку их нынешний уровень слишком низок для многих производителей, чтобы продолжать добычу. Падение добычи в США может ускориться, если компании не смогут рефинансировать долги. Минимальным уровнем цен, по мнению Сечина, является $70 за баррель. «Причины нынешнего кризиса в нефтяной отрасли таковы, что они не смогут противостоять тенденции к возвращению цен к более высокому уровню», – заявил Сечин на конференции (цитата по «Прайму»).
Спрос на нефть будет повышаться за счет стран, присоединившихся Китаю в качестве наиболее быстро растущих потребителей, таких как «новые быстрорастущие экономики (Индия, Вьетнам, страны Южной Америки и Ближнего Востока», а также развитых стран – «после долгого перерыва спрос стал расти, например, в США».
С точки зрения стабилизации предложения нефти Сечин не видит возможности для каких-либо договоренностей. «Крупнейшие производители нефти: Саудовская Аравия, Россия, США, в определенной мере Иран – имеют столь существенные расхождения по целому спектру своих интересов, в том числе геополитических и региональных, что им трудно прийти к согласованным действиям в этом круге вопросов», – сказал он. Он также опроверг слухи о том, что недавние контакты между Москвой и Эр-Риядом могут привести к какой-либо договоренности о регулировании предложения нефти, отмечает FT.
По мнению президента «Роснефти», нет перспектив и для сотрудничества России с ОПЕК, которая предлагала ей вступить в картель. «Нужно признать, что золотой век ОПЕК на нефтяном рынке завершился, – сказал Сечин в интервью Financial Times. – Они не соблюдали собственные квоты [на добычу нефти]. Если бы соблюдали, мировые нефтяные рынки к настоящему моменту уже бы сбалансировались». Обвал цен на нефть частично объясняется увеличением добычи Саудовской Аравией и другими странами картеля, добавил он.
Россия не будет сотрудничать с ОПЕК в вопросе сокращения избытка нефти, сказал Сечин FT: «Российская нефтяная отрасль – частная, с большим количеством иностранных акционеров. И российское правительство не может управлять нефтяной отраслью так, как может страна, входящая в ОПЕК». Кроме того, по его словам, российским компаниям технически сложно ограничить добычу в таких регионах, как Сибирь, где сильные морозы могут привести к разрушению скважины в случае ее закрытия.
На прошлой неделе во время визита в Китай президенты России и Венесуэлы планировали обсудить «возможные совместные шаги по стабилизации цен на мировом рынке нефти, прежде всего – в контексте взаимодействия России с ОПЕК», сообщил перед встречей помощник российского президента Юрий Ушаков. Однако каких-либо конкретных результатов обсуждение этого вопроса не принесло. «Президент Путин обращал внимание на то, что каких-либо линейных действий здесь быть не может, это достаточно сложный рыночный процесс и здесь очень много факторов, которые развиваются, все их надо очень тщательно принимать во внимание», – заявил после встречи пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
По словам Сечина, из-за падения курса рубля стоимость добычи у «Роснефти» снизилась менее чем до $3 за баррель с примерно $5 за баррель в 2014 г. «Себестоимость добычи у нас – одна из самых низких в нефтяной отрасли. Мы можем конкурировать с ближневосточными странами», – сказал он FT. По данным на конец июня, в этом году «Роснефти» нужно погасить долги на $10,9 млрд, а в следующем – на $15 млрд. «Мы можем выплатить долг даже немного ранее, чем по графику. Я не вижу для нашей компании серьезных финансовых рисков», – добавил он.