GM не удается без конфликтов уйти из России

Многие дилеры возмущены слишком низкой, по их мнению, оценкой компенсации потерь со стороны автоконцерна
Намерение GM свернуть продажи Opel и массовых моделей Chevrolet в России заставило владельцев дилерских центров искать новое применение недвижимости. Собственник центра на Носовихинском шоссе (на фото справа) решил, что выгоднее открыть фермерский рынок
Намерение GM свернуть продажи Opel и массовых моделей Chevrolet в России заставило владельцев дилерских центров искать новое применение недвижимости. Собственник центра на Носовихинском шоссе (на фото справа) решил, что выгоднее открыть фермерский рынок / М. Стулов / Ведомости

В начале 2014 г. участники съезда Китайской ассоциации автомобильных дилеров (CADA) после рассказов о том, как они рады работать на крупнейшем рынке мира, где в год продается 18 млн легковых автомобилей, устроили закрытую сессию. На ней они спросили приглашенных коллег из западных ассоциаций: вы тоже все время работаете в минус? Оказалось, что китайские бизнесмены по требованию автоконцернов берут на реализацию такой объем машин, какой могут продать, только отчаянно демпингуя, предлагая скидку до 20%, поэтому по меньшей мере половина предприятий едва держится на плаву. Совет был один: не брать больше, чем нужно, вспоминает участник той встречи. Ровно через год CADA объявила: BMW согласилась выплатить своим китайским дилерам $820 млн компенсации за неудачное планирование продаж, с другими концернами идут переговоры на этот счет (подробнее см. врез на стр. 21).

В России дилерам о такой сговорчивости производителей остается только мечтать, сокрушается вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), член совета директоров «Блок роско» Олег Мосеев. Как показывает пример General Motors (GM), даже при неожиданном уходе автомобильных брендов из России ее торговым партнерам не приходится рассчитывать на щедрые компенсации.

Дорогое прощание

GM в марте 2015 г. объявила о реструктуризации бизнеса в России, предусматривающей закрытие к осени 2015 г. российских производств (завод в Санкт-Петербурге, совместные проекты с калининградским «Автотором» и группой ГАЗ) и прекращение продаж в стране с начала 2016 г. автомобилей Opel и массовых моделей Chevrolet. На реструктуризацию GM пообещала потратить около $600 млн, из которых треть – в неденежной форме.

Китайский опыт

Пользующаяся поддержкой государства ассоциация CADA в начале 2015 г. объявила, что немецкий концерн BMW согласился выплатить своим дилерам в Китае 5,1 млрд юаней ($823 млн по курсу на тот момент) компенсации за то, что переоценил возможности рынка и составил планы по развитию дилерской сети, опираясь на завышенный план продаж. CADA добавила, что рассчитывает на подобные выплаты от Volkswagen и Toyota (с китайского СП последней ассоциация требовала субсидий в 2,2 млрд юаней), сообщал Bloomberg. Автопроизводители заявили, что готовы поддержать китайских дилеров, но комментировать переговоры не стали. В 2014 г. продажи автомобилей в Китае выросли менее чем на 7%, что вдвое ниже темпов предыдущего года. Спрос на новые машины начал снижаться из-за замедления темпов роста экономики, а также введения в некоторых городах квот на регистрацию новых автомобилей – таким образом городские власти боролись с загрязнением воздуха.

Для российских дилеров американской корпорации эта новость стала неожиданностью: еще осенью на Московском автосалоне руководители брендов рассказывали, как для них важен российский рынок, и представляли новые модели.

Спустя полгода сотрудники завода GM в Санкт-Петербурге уволены с выплатой семи окладов, компенсация партнеру по сборке – группе «Автотор» выплачена (см. врез).

Но большинство дилеров пока не получили от GM ответа о размере компенсации. А те, кто получил, очень разочарованы.

Дело в том, что GM, ссылаясь на данные о средней окупаемости дилерского салона в России, предложила рассчитывать компенсации с учетом 20%-ной годовой амортизации, рассказали «Ведомостям» несколько дилеров марки и подтвердили в РОАД. Остальным GM обещала заплатить только за проведенный год назад ребрендинг – смену вывески и других «брендированных» элементов. Исходя из этой концепции 85% дилерских центров GM претендовать на существенную компенсацию не должны: по данным «Автобизнес ревю» и аналитического центра «Рольфа», только 24 из 160 предприятий, работавших в стране на начало 2015 г., моложе пяти лет.

Чего хотят дилеры

Дилеры с весны начали собирать документы, подтверждающие инвестиции, а летом подали их в GM. Например, один из крупнейших дилеров GM – «Автомир» учел капитальные затраты на строительство зданий, расходы на оборудование, мебель, вывески и т. д. по всем дилерским центрам GM независимо от их возраста, рассказал «Ведомостям» член правления компании Виталий Грошенков. «GM сообщила, что будет выплачивать компенсации, исходя из пятилетней окупаемости автосалонов, но у нас в последние годы центры окупались по 7–8 лет, – объясняет он. – Мы пока не получили ответа, удовлетворены ли наши запросы». Запрашиваемую сумму он не назвал. При сегодняшней ситуации на рынке окупаемость может доходить и до 15 лет, говорит еще один дилер.

Как показал опрос «Ведомостей», другие крупнейшие дилеры тоже пока не получили ответа от GM. Претензии же исчисляются сотнями миллионов и миллиардами рублей, резюмирует один из них. Петербургский «Р-моторс» согласовывает сумму компенсаций с GM, переговоры идут регулярно, GM идет на уступки, говорит представитель компании. «По нашим расчетам, GM должна компенсировать нам 4–4,5 млрд руб.», – продолжает он.

Бизнесмены просят много, потому что ни на одном другом рынке мира не делалось таких огромных инвестиций в дилерские центры, как в России, объясняет Мосеев из РОАД.

Намерение GM свернуть продажи Opel и массовых моделей Chevrolet в России заставило владельцев дилерских центров искать новое применение недвижимости. Собственник центра на Носовихинском шоссе (на фото справа) решил, что выгоднее открыть фермерский рынок

Найти другое применение салонам Opel и Chevrolet будет сложно, считает он. Адекватную замену найти очень трудно, особенно в Москве, а поток ранее проданных автомобилей на сервис иссякнет через 2–3 года, согласен Сергей Баранов, главный редактор «Автобизнес ревю». Бренды, входящие в топ-10 по продажам на российском рынке, стараются не назначать сейчас новых дилеров, да и делать инвестиции на падающим рынке тяжело. В любом случае инвестиции в переоборудование дилерского центра на другой бренд составят от 30 млн до 50 млн руб.

На дилерском рынке перепроизводство. Нынешние «мощности» рассчитаны на продажу 4 млн автомобилей в год. Тогда как при удачном раскладе в ближайшие 2–3 года удастся продавать по 1,5 млн автомобилей в год. Очевидно, что кому-то придется закрываться, говорит председатель совета директоров группы «Модус» Алексей Лещенко.

Статистики о закрывшихся дилерских центрах GM в РОАД пока нет. Но закрытия точно есть – и даже в Московском регионе. Например, здание бывшего дилерского центра Opel компании «Реутов моторс» на Носовихинском шоссе, как убедился корреспондент «Ведомостей», сдано под фермерский рынок. Компания отказалась от аренды, а владелец здания не нашел другого профильного арендатора.

Судя по всему, GM на специфику рынка скидку не делает: уже озвученные предложения по компенсациям дилеров разочаровали. Выяснилось, что компания, по сути, готова возместить только затраты на так называемую идентификацию – брендированные пилоны, стелы и т. д., а также специализированное оборудование. А все остальное – стройку, подвод сетей, расходы на обучение и увольнение персонала дилерских центров – она не учитывает, пожаловался «Ведомостям» один из дилеров, которому GM предложила компенсацию в 7 млн руб. «При нынешнем курсе валют это просто смешно, учитывая, что я только на ребрендинг год назад потратил больше 10 млн руб.», – возмущается собеседник «Ведомостей». Еще два дилера, центры которых работают меньше пяти лет, сказали, что GM предлагает им такую же сумму. Предлагали и меньше, слышал владелец еще одной автоторговой компании.

Суды на опережение

Недовольные уже пошли в суд. «Ведомости» нашли в базах данных судов два поданных в августе иска от дилеров к российским структурам GM. Рязанское «Рязоблавтотехобслуживание» требует 2 млн руб., а Эдуард Артемьев, совладелец пензенского «Автолоцмана», работающего с 2006 г., взыскивает компенсацию в 936 млн руб. за одностороннее расторжение контрактов «Дженерал моторс СНГ» и «Дженерал моторс Дэу авто энд технолоджи СНГ». Арбитражный суд Пензенской области по его иску в августе в качестве обеспечительной меры арестовал на счетах каждого из ответчиков почти по 190 млн руб.

С кем рассчиталась GM

GM законсервировала завод в Санкт-Петербурге, уволив около 600 его сотрудников. Они получили компенсации в размере семи окладов – в среднем 260 000–280 000 руб., рассказали «Ведомостям» два бывших сотрудника завода и подтвердил член межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» Роман Косенков. Проблема в том, что теперь многие не могут найти работу, добавил он. Профсоюз этой весной настаивал на том, чтобы рабочие российского завода увольнялись по той же схеме, что и, например, сотрудники закрывшегося ранее завода GM в Австралии. В требованиях были три основных пункта: выплата 17 окладов, переобучение на востребованную рынком специальность и приоритет в найме в случае возврата производства GM в Петербург через 2–3 года. Рабочие даже выходили митинговать в поддержку своих требований в центр Санкт-Петербурга. «Но в итоге все успокоились на том, что GM и так заплатила больше, чем требовало российское законодательство», – говорит один из бывших сотрудников. Рассчиталась GM и с калининградским «Автотором», который по контракту с компанией собирал несколько моделей Opel и Chevrolet, подтвердили «Ведомостям» председатель совета директоров инвестиционной группы «Автотор» Владимир Щербаков и председатель совета директоров «Автотор холдинга» Валерий Горбунов. Стороны провели взаиморасчеты по акту сверки понесенных затрат, конфликтов не возникло и претензий друг к другу партнеры тоже не имеют, сказали они. Давления со стороны GM не было, «мы расстались нормально и по договору, и по экономике», отметил Щербаков. Расчеты были «взаимоденежными», уточнил Горбунов. Ни он, ни Щербаков сумму выплат не называют. По словам Щербакова, осталось решить мелкие вопросы технического характера – например, как быть, в случае если «Автотор» привлекут к ответственности по качеству автомобилей GM, как ее разделить между сторонами и т. д. «У нас все прошло абсолютно классически, – говорит Горбунов. – Нам жалко, что они ушли, мы понимаем, что они вернутся – к нам, не к нам, но в Россию они вернутся в любом случае. По-другому не может быть, это было бы алогично». Щербаков сказал, что после ухода GM линия сварки, использовавшаяся для выпуска машин американского концерна, законсервирована. Компания ищет новых партнеров. Но этот процесс не будет быстрым из-за продолжающегося падения российского рынка, констатирует Щербаков. Представитель группы ГАЗ не стал комментировать вопросы, касающиеся расставания с GM.

Правда, как следует из определения суда, основная часть требований сформирована из расчета стоимости будущего гарантийного ремонта, а также стоимости страховки от риска возврата ранее проданных дилером автомобилей, находящихся на гарантии.

Связаться с Артемьевым «Ведомостям» не удалось, но его знакомый рассказал «Ведомостям», что, по сути, речь идет о требовании компенсаций за закрытие дилерских центров, в которой GM отказывает. По его данным, гарантийное обслуживание автомобилей Opel и «корейских» Chevrolet с 2016 г. будет курировать новое юридическое лицо GM, поэтому компания хочет взыскать сейчас ущерб с существующих. «Есть риск, что «Автолоцман» не получит никаких компенсаций, а ущерб большой», – говорит он. Дилер выбрал такой способ требования, так как гарантийные обязательства могут быть признаны реальными расходами, а не упущенной выгодой, которые суды плохо возмещают, считает адвокат «Юков и партнеры» Марк Каретин.

Другие дилеры пока выжидают. Ссориться с GM никто не стремится, особенно пока ходят слухи, что через пару лет автоконцерн может вернуться в Россию со своими массовыми брендами, объясняет менеджер крупной компании. Кроме того, пока дилеры могли использовать салоны по назначению, продавая машины Opel и Chevrolet, которым GM обеспечила беспрецедентную маркетинговую поддержку, рекламу и огромные скидки, продолжает он. Но скорее всего уже в октябре машины закончатся и возникнет вопрос, что делать с дилерскими центрами.

«Сейчас затишье перед бурей. Вокруг нас уже ходят юристы с предложениями подать иск, в том числе и к материнским структурам автоконцерна, – рассказывает другой дилер. – Но мы пока ждем ответа, чтобы понять, как предложенная сумма соотносится с нашими пожеланиями».

«Если не договоримся до середины сентября, будем обращаться в суд», – говорит представитель «Р-моторса». Сейчас в дилерском центре GM компания продает автомобили Lada и ведет переговоры о новом бренде, уточнил он.

«Реструктуризация бизнеса в России идет по плану. Детали переговоров с конкретными дилерами мы комментировать не можем», – сообщил «Ведомостям» представитель GM.

Учитывая, что за время кризиса свой бизнес в России могут сократить и другие автомобильные бренды – например, в конце прошлой недели о прекращении дистрибуции автомобилей заявила российская «дочка» Honda, – РОАД предлагает Минпромторгу утвердить для автопроизводителей процедуру ухода с рынка, в которой будет прописан порядок выплаты компенсаций и т. д., говорит Мосеев. Представитель Минпромторга не ответил на запрос «Ведомостей» об отношении к этой инициативе.

В подготовке статьи участвовал Дмитрий Горшенин