Алекперов: Частные компании могут снова не пустить на шельф

Низкие цены на нефть и санкции ставят перед отраслью другие задачи
Путь на шельф для частных нефтяных компаний становится длиннее
Путь на шельф для частных нефтяных компаний становится длиннее / MIKHAIL MORDASOV / AFP

Президент «Лукойла» Вагит Алекперов не ожидает, что решение о допуске частных компаний на шельф будет принято на президентской комиссии по ТЭКу (см. интервью на стр. 08). «Этот вопрос требует дополнительного обсуждения. Хотя я не вижу здесь проблемы. Недра принадлежат государству. Государство их распределяет», – сказал он. По его мнению, это тема будет периодически возникать. Но сейчас в стране сложная ситуация, отсутствует доступ к финансовым ресурсам, есть санкции по Арктике. «Без Арктики нет перспектив развития нефтяной промышленности России в долгосрочном периоде. Мы хорошо изучили сушу. Но не компенсируем открытиями на суше то естественное падение добычи нефти, которое сегодня происходит», – сказал он.

Сейчас на шельфе России добывается около 16 млн т нефти, из которых 88% в Охотском море. В проекте энергостратегии до 2035 г. Минэнерго указывало, что крупномасштабная добыча нефти и газа на северных территориях и шельфе Арктики возможна только после 2035 г. В 2014 г. ЕС и США ввели секторальные санкции – они запрещают компаниям из этих стран оказывать услуги, поставлять оборудования для проектов в Арктике. Либерализация шельфа нужна, но в текущих экономических условиях вряд ли необходима, говорит аналитик БКС Кирилл Таченников: «При цене в $50 за баррель компании не будут инвестировать в шельф». Вопрос может быть поднят позже. «Месторождения есть, были бы желающие», – заключает он.

Ожидалось, что этот вопрос будет обсуждаться на заседании президентской комиссии по ТЭКу в октябре. «Решения пока нет. Вопрос в русле дискуссии», – сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Представитель Минэнерго отказался от комментариев, представитель Минприроды не ответил на запрос.

«Лукойл» в море

Компания ведет добычу на месторождении им. Корчагина в Каспийском море, а в 2016 г. запустит месторождение им. Филановского. С 2020–2021 гг. компания рассчитывает начать ввод месторождений на шельфе Балтийского моря (извлекаемые запасы участков компании – 300 млн баррелей).

Сейчас вопрос переместился на уровень правительства, никаких сигналов, что его обсуждать не будут, не было, говорит чиновник, близкий к Минэнерго. Решения тоже пока нет – вопрос сложный, будет решаться президентом, объясняет чиновник. Сохраняется вероятность, что его поднимут на комиссии, добавляет другой чиновник. Сейчас предлагается широкая повестка тем для обсуждений, в ней около 40 пунктов. Достаточно сложно сказать, какой будет окончательный набор тем для обсуждения, но в первую очередь целесообразно обсуждать сложившуюся и прогнозируемую ситуацию в ТЭКе в целом, говорит источник в финансово-экономическом блоке правительства. На повестке другие актуальные задачи, включая поддержание добычи, согласен источник в одной из нефтяных компаний. Длительный период низких цен на нефть может привести к сокращению ее добычи в России, цитировал ТАСС вице-премьера Аркадия Дворковича. В 2014 г. российские компании добыли 526 млн т нефти.

Сейчас право работать на шельфе имеют госкомпании – «Роснефть» и «Газпром». У них около 80% шельфовых территорий (51 и 40 лицензий соответственно). В нераспределенном фонде осталось около 20%. Доступ частным компаниям на шельф закрыт с 2008 г. С тех пор неоднократно предлагалось пустить их обратно, но решение так и не было принято. Противники этой идеи – госкомпании, а главный лоббист – «Лукойл». Весной эта тема вновь стала обсуждаться. Все министерства поддержали идею. «Вопрос непростой, тем не менее есть общее понимание, что надо двигаться в этом направлении и быть более гибкими, привлекать инвестиции частных компаний, например «Лукойла», – говорил в апреле министр энергетики Александр Новак в интервью «Ведомостям». Разработаны были критерии допуска на шельф – это опыт работы как на российском, так и на зарубежном шельфе, финансовые и технические возможности. Кроме «Лукойла» претендентами стали «Газпром нефть» и «Зарубежнефть».