Польские фермеры приспособились к российским санкциям

Они нашли способ обойти эмбарго, но главное – открыли новые рынки для сбыта своих яблок
В этом году польские фермеры уже не страдают от запрета на поставки яблок в Россию
В этом году польские фермеры уже не страдают от запрета на поставки яблок в Россию / Reuters

Глядя на польского фермера Кшиштофа Чарнецкого сложно догадаться, что еще недавно он сильно пострадал от российских продуктовых контрсанкций. Его семье принадлежит ферма площадью 60 га недалеко от Варшавы, на которой он выращивает яблоки, и много лет бóльшую часть урожая, составляющего около 1000 т яблок в год, он продавал в Россию. Так было до августа 2014 г., когда Россия в ответ на западные санкции из-за ситуации на Украине запретила ввоз продовольствия из ЕС.

По данным статистического ведомства Польши, в 2014 г. она была крупнейшим по весу экспортером яблок в мире. В 2013 г. 55% урожая поставлялось в Россию, поэтому польские фермеры сильнее остальных пострадали от эмбарго.

Импортеры из других европейских стран воспользовались российским запретом, чтобы снизить цены на польские яблоки. По словам Чарнецкого, его доход в 2014 г. сократился вдвое. «Последствия запрета для польских фермеров были велики, – говорит он. – Конечно, потеря крупнейшего клиента отразится на вас очень негативно. Мы были крупнейшим экспортером в мире, а потом оказались прижаты к стене и не знали, что делать с нашими яблоками».

Некоторые польские производители, у которых не было достаточно складских помещений, запаниковали и стали распродавать яблоки дешевле себестоимости. Другим повезло больше, поскольку они могли подождать до весны, когда цены выросли.

Фермеры также нашли способ обойти эмбарго. Они платили посредникам из таких стран, как Сербия и Белоруссия, которые не входят в Евросоюз, чтобы те меняли документацию, и таким образом экспортировали яблоки в Россию, рассказал другой фермер Марцин Херманович. «Всем известно, что эти яблоки были не для покупателей в тех странах, а для экспорта в Россию. Как я слышал, поменять документацию для одного грузовика стоило около 500 евро», – говорит он и добавляет, что, по его мнению, больше пострадали не польские фермеры, а российские потребители, цены для которых выросли.

По словам Хермановича, как только Польша вошла в ЕС в 2004 г., он стал больше ориентироваться не на российский, а на европейский рынок. Теперь он экспортирует в Россию только 15% яблок, но в 2014 г. его прибыль все равно сократилась на 25% из-за снижения цен. В 2014 г. Херманович увеличил экспорт на новые рынки, в частности в ОАЭ и Гонконг. По его словам, в Африке и Азии есть доступные рынки, просто на них нельзя выйти за один год: нужно выращивать новые сорта и получить разрешение местных властей, контролирующих качество продукции. Херманович уверен, что российские контрсанкции могут заставить и других фермеров последовать его примеру: «Положительная сторона эмбарго заключается в том, что не только мы, но и другие польские компании начали искать новые рынки. И из-за политического фактора они больше не смотрят так сильно в сторону России, как раньше».

Польское правительство старается помочь экспортерам продовольствия выйти на новые рынки и заключает двусторонние соглашения с другими государствами, утверждает генеральный советник в министерстве сельского хозяйства Зофья Кржижановская. Канада уже открыла свой рынок для польских яблок, а Япония и Украина теперь импортируют говядину.

Государство оказывает и финансовую помощь. Когда Россия ввела эмбарго, оно выплатило фермерам компенсацию из государственного бюджета. По словам Чарнецкого, он получил 800 злотых (190 евро) за гектар. Также в рамках программы ЕС государство может выкупить 15% предназначавшихся для экспорта в Россию яблок и отдать их на благотворительность.

Российские санкции остаются в силе, но Кржижановская уже не так пессимистично смотрит на перспективы в этом году. «Учитывая прошлогодний опыт, фермеры могут подождать, пока цены поднимутся, или просто экспортировать яблоки в Сербию, если у них остался этот канал с 2014 г., – говорит она. – Спешки нет, и фермеры не ждут такого количества проблем».

Последствия запрета были ощутимы для Польши. Если до введения эмбарго экспорт продовольствия в Россию составлял 100 млн евро в месяц, то в этом году он сократился примерно до 30 млн евро. Но на долю России приходится только 4% совокупного экспорта, а на Великобританию и Германию – около 80%. По данным BGZ BNP Paribas, экспорт продовольствия из Польши в 2014 г. увеличился на 4,5% до 21,3 млрд евро благодаря росту поставок в Бельгию, Францию, а также Сербию и Белоруссию. В 2015 г. аналитики банка ожидают роста на 8% в результате подорожания продуктов.

Перевел Алексей Невельский