Петербургские турфирмы переориентируются с внешнего на внутренний туризм
В этом году турпоток в российские регионы вырос на 40–50%Внутренний туризм в 2015 г. рос взрывными темпами в сегменте экскурсионно-познавательных туров по стране – примерно 30–50% относительно прошлого года, в сегменте пляжного отдыха (Крым и курорты Краснодарского края) – в полтора-два раза, говорит директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии (РСТ) Екатерина Шадская. По данным РСТ, количество петербургских туроператоров, работающих на рынке внутреннего туризма, за год выросло с 400 до 700, а на рынке выездного туризма сократилось с 400 до 98. На рынке внутреннего туризма усилилась конкуренция: многие туроператоры не смогли получить страховку для выездного туризма и переориентировались на внутренний, где страховые гарантии в несколько раз меньше, говорит гендиректор «Петротура» Игорь Мазулов. Посещаемость Финляндии и стран Прибалтики снизилась на 50%, эти туристы переориентировались на российские регионы, говорит гендиректор ГК «Серебряное кольцо» Анна Лупинова. По ее словам, продажи туров по России выросли на 40–50%. Особой популярностью у туристов пользуется Карелия, в летний период – Селигер и Валдай, популярны также Москва и Казань, говорит Лупинова. По словам Мазулова, в прошлом году рост внутреннего экскурсионного туризма в его фирме составил 40%, в этом году роста нет – спрос стал перераспределяться между разными направлениями внутреннего туризма, стали популярны туры выходного дня, усилилась конкуренция.
Гендиректор турфирмы «Арт-трэвел» Мария Ушакова говорит, что осенью 2014 г. ее фирма, которая занималась раньше только итальянским направлением, открыла у себя направление внутреннего туризма и набрала для этого персонал. По ее словам, туристов интересует Карелия, Золотое кольцо, интерес к российским регионам очень велик, даже больше, чем может предложить туристическая инфраструктура регионов.
По данным портала DaTravel.com, спрос на внутренние направления летом 2015 г. вырос на 40% по сравнению с летом прошлого года. Заказы авиаперелетов по направлениям внутри страны составили 73% от общего объема продаж на сайте, в прошлом году процент купленных перелетов по России составлял лишь 33%.
Разлетелись по стране
По данным аэропорта «Пулково», пассажиропоток на внутренних воздушных линиях за семь месяцев 2015 г. вырос на 11,5% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее – до 4,47 млн человек, в то время как пассажиропоток на международных авиалиниях упал на 19,9% до 3,2 млн человек.
По данным портала Aviasales.ru, среди внутренних направлений из Петербурга самый большой рост по сравнению с прошлым годом показали Крым (количество запросов увеличилось в 2 раза), Сочи (+82%), Анапа (+70%), Калининград (+88%). Основная причина популярности российских направлений – более низкие темпы роста цен на авиабилеты, чем на зарубежные, – средний чек на авиабилеты по зарубежным направлениям вырос по сравнению с летним периодом прошлого года на 25% (с 14 200 до 18 900 руб. за перелет туда и обратно), перелеты по России подешевели на 35% (с 11 600 до 7600 руб. за счет ряда социальных тарифов).
На рынок внутреннего туризма пришли новые потребители – те, кто раньше летал на массовые зарубежные направления, поэтому и на российские курорты они запрашивают либо полноценный турпакет, либо как минимум размещение плюс трансфер до средства размещения, говорит Шадская. Предлагать пляжные направления привыкшим к итальянским курортам туристам пока сложно – отсутствует понятная система классификации гостиниц, ниже скорость подтверждения и бронирования, качество обслуживания туристов, говорит Ушакова. Легче предлагать туристам Сочи – к Олимпиаде там была создана вся необходимая инфраструктура современного уровня, отмечает она.
Информационное поле внутреннего туризма только начинает насыщаться – люди представляют, что могут делать неделю в Риме, Праге, Лондоне, но не на Алтае или в Астрахани, отмечает Шадская. По ее словам, спрос на внутренний турпродукт нужно стимулировать – запускать кампании по обмену наружной рекламой, делать мобильные приложения по регионам для туристов, открывать туристско-информационные центры, давать преференции частному бизнесу для развития туристической инфраструктуры в регионах.