Российские авиакомпании восстановили пассажиропоток
Этому способствовала растущая популярность внутреннего туризмаОслабление рубля напрямую влияет на цену билетов иностранных авиакомпаний и билетов за границу у российских перевозчиков. В международной клиринговой системе BSP каждую неделю устанавливается новый курс национальной валюты по отношению к евро и доллару. Он меняется в ночь со вторника на среду на актуальный курс ЦБ – округленный на 50 коп. в большую сторону. Авиакомпании загружают тарифы в систему BSP в национальной валюте, объясняет гендиректор Ozon Travel Дмитрий Яковлев. Через евро и доллар ведется пересчет между контрагентами, которые работают с разными валютами: если валюта тарифа совпадает с валютой расчета, никаких манипуляций с пересчетом не производится. Таким образом, внутренний курс валют в BSP влияет на рублевую цену билетов иностранных перевозчиков и международных рейсов российских авиакомпаний. На внутренних рейсах в подавляющем большинстве случаев российские авиакомпании устанавливают тарифы в рублях, отмечает Яковлев. По его наблюдениям, для международных рейсов прослеживается корреляция между курсом евро и повышением стоимости билетов. Стоимость билетов на международные рейсы не привязана напрямую к величине курса евро, утверждает представитель «Аэрофлота»: «Цена на билет – это очень гибкий показатель и зависит от множества факторов, в первую очередь – от спроса на направление».
Впервые с начала 2015 г. накопленный за семь месяцев суммарный пассажиропоток российских авиакомпаний сравнялся с прошлогодним. По данным Росавиации, за январь – июль этого года пассажиропоток остался таким же, как в прошлом году (рост на 0,01%, см. график). Внутренними рейсами летали 29,2 млн человек (55,6% от общего пассажиропотока), за рубеж – 23,3 млн человек. Причем перевозки по России выросли на 14,6%, а за границу – снизились на 13,8%.
Увеличение суммарного пассажиропотока помесячно началось еще в мае, напоминает представитель Росавиации. Однако низкие показатели зимних и первых весенних месяцев авиакомпании смогли компенсировать только сейчас. «Курортные направления дали значительную прибавку пассажиропотоку», – говорит представитель Росавиации. Рост количества внутренних пассажиров в аэропортах российского юга и Крыма ярко виден по показателям аэропортов. За семь месяцев года аэропорт Сочи обслужил 2,2 млн человек – это на 33% больше пассажиров внутренних рейсов, чем в прошлом, олимпийском, году. Для сравнения: пассажиропоток крупнейшего аэропорта России – «Шереметьево» – за этот период не изменился, пассажиропоток «Домодедово» за этот период снизился на 7,3% по сравнению с прошлым годом.
Дело не просто в увеличении спроса на курортные направления (в первую очередь Симферополь и Сочи), отмечает авиационный эксперт, научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. Из-за резкого смещения приоритета в пользу внутренних направлений резко увеличилась сезонность перевозок. «Если раньше зимой был спрос на полеты, например, в Таиланд или Доминиканскую республику, то в Сочи и Крым люди не летают зимой, соответственно, спрос переносится на летние месяцы».
Из-за ослабления рубля путешествовать за границу стало дорого, многие сокращают число путешествий до одного-двух в год. Но благодаря субсидированию перевозок по России авиация отбирает пассажиров у железных дорог и привлекает тех, кто прежде не летал, отмечает Крамаренко. Услугами РЖД за семь месяцев воспользовались на 6% меньше людей, чем год назад, – 55,7 млн человек. Однако новых пассажиров меньше, чем тех, кто перестал летать. Кроме того, потенциал расширения рынка за счет железной дороги почти исчерпан, считает Крамаренко.