МАКС-2015 не принесет крупных контрактов

Крупнейшие сделки, подписание которых ожидается во время авиасалона, будут совершены при участии государства
Созданная в этом году пилотажная группа «Крылья Тавриды» выступит в летной программе МАКС-2015
Созданная в этом году пилотажная группа «Крылья Тавриды» выступит в летной программе МАКС-2015 / Владимир Сергеев / РИА Новости

В понедельник в подмосковном Жуковском начнет работу международный авиакосмический салон МАКС-2015 – будет открыт Первый Евразийский аэрокосмический конгресс. На вторник запланировано официальное открытие – салон посетит президент Владимир Путин. Два года назад он не поехал на МАКС – салон открывал премьер Дмитрий Медведев. Но уже понятно, что во время салона едва ли будет подписано контрактов больше, чем в 2013 г. На МАКС-2013 сумма контрактов составила $21,2 млрд – это был рекорд московского авиасалона. «Было бы здорово, если бы объем остался таким же», – говорит заместитель министра промышленности и торговли Андрей Богинский. Но гораздо важнее проработанность контрактов, чтобы позже они были реализованы, добавляет он.

Ближневосточный спрос

Во вторник салон посетит вице-президент Ирана Сурна Саттари, пишет «Интерфакс» со ссылкой на источник в посольстве Ирана в Москве. «Планируется», – ответил представитель МАКС-2015 на вопрос о возможности визита Саттари. Сейчас близок к подписанию контракт на поставку в Иран зенитно-ракетных комплексов С-300 на сумму около $1 млрд, говорит источник, близкий к руководству «Рособоронэкспорта». В 2010 г. тогдашний президент Дмитрий Медведев приостановил контракт на поставку российских зенитно-ракетных систем С-300ПМУ-1 из-за американских санкций, введенных в отношении Ирана. В этом году Путин решил продолжить исполнение контракта. Представитель «Рособоронэкспорта» от комментариев отказался.

Приехали не все

Число участников МАКС-2015 меньше, чем в 2013 г. В этом году в работе салона примут участие 760 компаний из 25 стран. Не приедут в Жуковский традиционные участники салона – украинские «Мотор Сич», «Антонов» и «Ивченко прогресс». В списке участников с Украины есть лишь ГП «Луганский авиационный ремонтный завод».

Крупный контракт на МАКСе планирует подписать Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) – о поставке Минобороны России 50 истребителей Су-35 до 2020 г., сумма контракта – до 100 млрд руб., рассказывали два топ-менеджера авиапромышленности и источник в Минобороны. Научно-исследовательский институт приборостроения имени В. В. Тихомирова (входит в концерн ПВО «Алмаз-Антей») планирует подписать контракт на модернизацию бортовой РЛС «Барс», которой оснащены многоцелевые истребители семейства Су-30, пишет «Интерфакс» со ссылкой на интервью гендиректора НИИП имени В. В. Тихомирова Юрия Белого «Независимому военному обозрению».

С надеждой на господдержку

Государственная транспортно-лизинговая компания (ГТЛК) и «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС; входит в ОАК) могут подписать контракт о поставке самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ100), рассказал Богинский. Весной правительство решило докапитализировать ГТЛК на 30 млрд руб. С помощью этих денег она сможет приобрести 32 самолета, которые региональные авиакомпании могли бы получить в лизинг, ставки которого были бы рассчитаны в рублях. Потенциальные заказчики на 32 SSJ100 от ГТЛК – компании «Центр-Юг», «Ямал», «Оренбуржье» и Red Wings (об этом заявлял в середине июля министр финансов Антон Силуанов). Как пояснил «Ведомостям» Богинский, сейчас ГТЛК также ведет переговоры на приобретение самолетов по этой программе, в частности, с компанией «Ангара», также «проявляет интерес» авиакомпания «Уральские авиалинии».

Представитель ОАК подтвердил, что планируется подписание «крупного» контракта на поставку самолетов SSJ100 ГТЛК. Представитель ГТЛК комментировать это не стал. Помимо этого ГТЛК может подписать предварительное соглашение о поставке SSJ100 зарубежному заказчику, рассказал Богинский. Возможно, будет подписано соглашение о поставке 15 самолетов крупнейшей казахской авиакомпании Scat, говорят два источника, близких к разным сторонам сделки. Во флоте Scat сейчас Boeing и Bombardier. У ГТЛК авиакомпания берет в лизинг Boeing. Представители ГТЛК и ГСС эту информацию не комментируют. Получить комментарии представителя Scat не удалось. Каталожная стоимость 15 самолетов – до $540 млн.

«Сбербанк-лизинг» планирует перевести в твердый контракт подписанное на прошлом МАКСе соглашение о поставке 20 новых самолетов МС-21, заявил президент корпорации «Иркут» (производитель самолетов) Олег Демченко (его слова передавал «Интерфакс»). Он также рассказывал, что контракт со «Сбербанк-лизингом» будет предусматривать опцион еще на 30 самолетов. Коммерческая эксплуатация МС-21 начнется только с 2018 г. – на МАКС-2015 по видеотрансляции из Иркутска покажут стыковку двух частей фюзеляжа этого нового самолета. Представитель «Сбербанк-лизинга» комментировать эту информацию не стал. Общая каталожная стоимость соглашения на 20 МС-21, заявленная на прошлом МАКСе, составляла $1,7 млрд.

Еще один контракт «Сбербанк-лизинг» может подписать с «Аэрофлотом». О контракте на 10 SSJ100 в середине июля написало «РИА Новости» со ссылкой на и. о. гендиректора лизинговой компании Кирилла Царева. Эти 10 самолетов – последняя часть контракта на поставку 30 машин, подписанного «Аэрофлотом» и ГСС в 2005 г., 20 самолетов уже в парке авиакомпании. Каталожная стоимость 10 SSJ100 – до $360 млн. Это будет контракт операционного лизинга, по которому сейчас предоставляются льготы. Представитель «Аэрофлота» сказал, что компания не планирует подписывать соглашений на салоне. Представитель «Сбербанк-лизинга» от комментариев «Ведомостям» по этому контракту отказался. Представитель ОАК – тоже.

Нынешний салон вряд ли догонит предыдущий по числу контрактов и их сумме, считает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. Авиабизнес – в кризисе и компании, пытаясь сохранить устойчивое финансовое положение, наоборот, сокращают флот. По оценке Синицкого, за зиму из флота российских компаний было выведено около 100 самолетов.