Российская онлайн-торговля выросла на 28% за полгода

Главная причина роста – рост цен, а не покупательской активности
У других крупнейших игроков в начале года рост продаж также опережал средние темпы по рынку
У других крупнейших игроков в начале года рост продаж также опережал средние темпы по рынку / Е. Кузьмина / Ведомости

Оборот российской интернет-торговли в первом полугодии вырос на 28% до 305 млрд руб., подсчитали аналитики Data Insight. Этот показатель не учитывает цифровые товары, бронирования и покупки в сегменте «путешествия» и т. п., а также покупки за рубежом.

В отличие от прошлых лет, когда обороты онлайн-торговли также прирастали на треть в год, в этом году главная причина роста рынка была инфляционной, констатировала Data Insight. Девальвация рубля и подорожание товара увеличили средний чек на 19% до 4200 руб. Количество покупок росло медленнее – на 8% до 73 млн заказов за полгода, подсчитала Data Insight.

А во II квартале прирост числа заказов был минимальный за последние пять лет – 4%. Если в начале года онлайн-коммерцию в России поддерживали «относительная дешевизна товаров, ввезенных в страну до падения курса рубля, и желание покупателей вложить оставшиеся рублевые накопления в товары длительного пользования», то потом влияние этих факторов ослабевало, пояснили аналитики.

Но онлайн-торговля все равно чувствует себя значительно лучше классической розницы, отмечает гендиректор Enter Михаил Рубин. Российский потребитель по-прежнему ориентируется на цену, и поэтому он идет в онлайн «за лучшим ценовым предложением по сравнению с офлайном», рассуждает он. Потребители стали более осторожны в выборе и чувствительны к цене, соглашается Мария Назамутдинова из Ozon.

Кое-кто испытал и отток покупателей. По оценке Data Insight, наиболее сложная ситуация у интернет-магазинов одежды и обуви – у них стало в среднем на 10% меньше посетителей, чем было год назад. «Некоторые крупные игроки в этом сегменте смогли компенсировать снижение посещаемости мощным, иногда в 1,5–2 раза, ростом конверсии», – отмечают аналитики.

Оборот Lamoda, одного из крупнейших онлайн-ритейлеров одежды в России, за полгода вырос почти вдвое – до 3,21 млрд руб., а валовая рентабельность – до 42% с 33% годом ранее (данные из промежуточного отчета Kinnevik). Другой крупный онлайн-ритейлер одежды и аксессуаров – представитель KupiVIP не ответил на вопросы «Ведомостей».

Рост в сети

560 миллиардов рублей составил российский рынок интернет-торговли материальными товарами за 2014 г.
85 миллиардов рублей пришлось на покупки россиян в зарубежных интернет-магазинах, по данным Data Insight
20-25 процентов может составить рост российской онлайн-торговли в 2015 г., прогнозирует Data Insight

У других крупнейших игроков в начале года рост продаж также опережал средние темпы по рынку. Так, онлайн-продажи «М.видео» за полгода выросли на 29,2% до 8,3 млрд руб. с НДС. Выручка Ozon.ru., по данным компании, выросла на 38% за полгода; Wikimart не раскрывает цифр, представитель «Юлмарт» отказался комментировать итоги полугодия.

«Динамика наших продаж в онлайне положительна и составляет 48% по сравнению с прошлым годом», – отмечает исполнительный вице-президент «Евросети» Виктор Луканин. Он связывает такие показатели в том числе с тем, что «многие онлайн-игроки разоряются» и часть их покупателей переходит к «Евросети».

Сейчас идет агрессивная борьба за онлайн-продажи и за онлайн-покупателей – участники рынка проводят много промоакций, идут на снижение цен, говорит представитель Ozon. Бытовая техника и электроника (основные товары в денежном выражении в российской интернет-торговле) – традиционные объекты ценовых войн, добавляет гендиректор Wikimart Андрей Кленин. Острая конкуренция и в цифровой технике – смартфонах, планшетах, ноутбуках, добавляет Антон Пантелеев из «М.видео». Но наиболее жесткая ценовая конкуренция в онлайн-торговле по-прежнему с серыми магазинами, считает Кленин: «У белых интернет-магазинов цена значительно не отличается, за исключением акционных товаров».

Российские интернет-ритейлеры по-прежнему продолжают жаловаться и на конкуренцию с зарубежными магазинами. Когда курс валют стабилизируется, трансграничная торговля начинает влиять на продажи, говорит Луканин из «Евросети». «Конкуренция по-прежнему есть, и доля трансграничной онлайн-торговли растет», – отмечает Кленин. Отсутствие пошлин на зарубежные покупки по-прежнему делает конкуренцию нечестной, говорит и Назамутдинова из Ozon. Но добавляет, что это на развитие его бизнеса не влияет.

Несмотря на то что зарубежные интернет-магазины стали менее привлекательны из-за обесценения рубля, покупки там все равно с начала года растут быстрее, чем внутрироссийские, как по числу заказов, так и в денежном выражении, говорит партнер Data Insight Борис Овчинников.

В 2014 г. примерно четверть всех заказов россиян в интернете делалась у зарубежных компаний, в этом году показатели выше, сказал Овчинников, не назвав конкретных цифр. В первую очередь это благодаря росту покупок у китайских игроков, крупнейший из которых – Aliexpress (площадка Alibaba для онлайн-торговли с Россией, Бразилией и др.), говорит эксперт.

Так, выручка от международного розничного бизнеса Alibaba за апрель – июнь 2015 г. выросла на 40% до 501 млн юаней (около $81 млн). В 2014/15 финансовом году рост был быстрее – 53%. Замедление связано с сокращением потребительского спроса на ключевых рынках, в том числе в России, сказано в отчете Alibaba. Другой крупный игрок – британский Asos – в начале июля объяснял сокращение выручки подразделения, отвечающего за российский рынок, в марте – июне 2015 г. на 4% без валютного эффекта тем, что сложная ситуация в экономике России не дает восстановиться спросу и продажам.