«Трансаэро» просит защиты от кредиторов

Компания пожаловалась в Минтранс на Сбербанк, ВТБ и ВБРР, не желающие продлевать ковенантные каникулы
«Трансаэро» нужна передышка в переговорах с госбанками
«Трансаэро» нужна передышка в переговорах с госбанками / М. Новиков / Для Ведомостей

Вторая по величине авиакомпания России – «Трансаэро» пытается привлечь Минтранс к переговорам с банками-кредиторами. Как стало известно «Ведомостям», в конце июля первый заместитель гендиректора «Трансаэро» Дмитрий Столяров написал письмо замминистра транспорта Валерию Окулову. Он попросил чиновника поддержать продление ковенантных каникул «государственными» банками – Сбербанком, ВТБ и ВБРР («дочка» «Роснефти»). Они единственные «среди всех банков-кредиторов» не согласились реструктурировать просроченные с мая этого года долги авиакомпании, пишет Столяров. Это сохраняет «серьезную угрозу деятельности авиакомпании».

Столяров напоминает, что «Трансаэро» в том числе по требованию кредиторов в июле привлекла Deloitte для экспертизы своей деятельности и финансовой отчетности. Заключение должно быть готово к концу августа. Одновременно с начала июля McKinsey готовит уточненную версию стратегии авиакомпании. Она должна быть готова к середине августа. Между тем ковенантные каникулы заканчиваются уже 15 августа. Продлить их необходимо, чтобы банки-кредиторы успели изучить результаты экспертизы, определить параметры сделки и подготовить документы. Таким образом, каникулы необходимо пролонгировать «до окончания всеми сторонами процесса необходимых процедур», пишет Столяров.

Если же договориться со всеми банками о реструктуризации долгов в форме синдиката не получится, Столяров предлагает «инициировать» реструктуризацию всеми госбанками долгов авиакомпании на семь лет.

На конец марта чистый долг «Трансаэро» составлял 67,6 млрд руб. Две трети – 43,9 млрд руб. – приходилось на краткосрочный долг. Крупнейшими кредиторами на тот момент являлись ВТБ (12,7 млрд руб.) и Газпромбанк (7,7 млрд руб.).

«Роснефть» не заправляет

По данным ТАСС, во вторник ночью аэропорт Владивостока уведомил территориальное управление Росавиации о возможных проблемах с заправкой самолетов «Трансаэро». Проблемы якобы возникли из-за долгов авиакомпании перед ООО «РН-аэро» (структура «Роснефти»). Позже ночью в аэропорт поступила телеграмма о возобновлении заправки.

Представитель «Трансаэро» вчера не ответил на запрос «Ведомостей». Но компания выпустила пресс-релиз, в котором говорится, что «суммарные платежи банкам» за семь месяцев этого года «превысили 12,5 млрд руб. по сравнению с 4 млрд за такой же период прошлого года». На эти цели был направлен «каждый шестой рубль выручки компании», но «Трансаэро» «полностью обслуживает процентные обязательства во всех банках».

Письмо получено и рассматривается, говорит представитель Минтранса. Его коллеги из Сбербанка, ВБРР и Газпромбанка не ответили на запрос «Ведомостей». Представитель ВТБ отметил лишь, что банк «находится в постоянном диалоге с «Трансаэро» и банками-контрагентами».

Впрочем, сотрудник одного из трех банков, упомянутых в письме Столярова, утверждает, что его банк готов продлить ковенантные каникулы до конца сентября. Иначе множество туристов не смогут вернуться из отпусков, поясняет он. Сотрудник другого банка уточняет, что сейчас идут переговоры по поводу изменения бизнес-модели «Трансаэро». После представления предыдущей бизнес-модели компании у кредиторов возник ряд вопросов, которые сейчас уточняются и снимаются в рабочем порядке.

«Трансаэро» как минимум с середины марта ведет с кредиторами переговоры о реструктуризации долга. Организатор синдицированного кредита – ВТБ. Для его получения может понадобиться госгарантия. Ее сумма может быть до 70 млрд руб., рассказывали источники в банках-кредиторах в конце мая. Тогда же источник «Ведомостей» в одном из банков-кредиторов пояснял, что «Трансаэро» представила кредиторам обновленную финансовую модель работы, однако, по мнению банков, она была слишком оптимистичной и была отвергнута. Кредиторы, по его словам, выступали за сокращение дальнемагистральных рейсов, а собственники компании были против. «Честно говоря, если бизнес-модель не претерпит существенных изменений, мы, наверное, будем не согласны оставаться в этом клиенте. Будем просить вернуть нам долг», – передавал в конце мая «Интерфакс» слова первого зампреда правления Сбербанка Максима Полетаева.

С нынешним уровнем долга для «Трансаэро» главное – выйти на прибыльность и положительный денежный поток. А для этого придется сокращать провозные емкости, рассуждает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Но в долгосрочной перспективе это может сыграть злую шутку, если рынок авиаперевозок выйдет из кризиса, оговаривается он.

Реструктуризация на семь лет – достаточно большой срок в текущих условиях, считает портфельный управляющий УК «Капиталъ» Дмитрий Постоленко. Но и за этот срок компания не сможет полностью вернуть долг. Такая реструктуризация позволит ей в следующий раз перекредитовываться в более благоприятных рыночных условиях, продолжает он. Банки также заинтересованы найти решение – даже при длинной реструктуризации им понадобится начислить резервы в меньшем размере, чем при банкротстве должника, говорит Постоленко.