Контракт на строительство полосы в «Шереметьево» будет расторгнут через суд

Иск компании "Ижтрансстрой" подан в понедельник, иск "Росавиации" - в июле
Д.Абрамов/Ведомости
Д.Абрамов/Ведомости

Компания «Инжтрансстрой» подала иск о расторжении госконтракта на строительство ВПП-3 международного аэропорта «Шереметьево», говорится в сообщении компании. Иск был зарегистрирован в понедельник и размещен в базе Арбитражного суда Москвы.

Также в базе есть иск от Росавации к «Инжтрансстрою» о расторжении некоего госконтракта (подробности в документах дела не уточняются). Представитель Росавиации пояснил «Ведомостям», что иск о признании двух госконтрактов на строительство ВПП-3 расторгнутыми был направлен в суд 10 июля. Росавиация является истцом от имени ФГУП «АГАА» (ФГУП «Администрация гражданских аэродромов (аэропортов)»).

По словам представителя «Инжтрансстроя», компания требует от заказчика в суде компенсации убытков в размере 4,1 млрд руб. (сумма также указана в материалах суда). По данным источника, близкого к одной из сторон, сумма сформировалась за счет того, что заказчик корректировал проект, из-за этого менялись объемы работ. Кроме того, из-за того что заказчик не вовремя освободил площадку, понадобились дополнительные работы, не указанные в контракте, - они якобы были проведены за счет собственных средств. Кроме того, в эту сумму включены расходы в связи с расторжением контракта, в частности на вывод техники.

Росавация также пытается вернуть потерянные деньги. Представитель ведомства пояснил, что «ведется работа по возврату авансовых средств». Источник в одном из профильных ведомств пояснил, что речь идет об авансе в 4,5 млрд руб, который был обеспечен банковской гарантией Сбербанка и банка Москвы. В начале июня ФГУП «АГАА» предъявило к «Инжтрансстрою» требования по банковской гарантии — об этом говорится в материалах иска «Инжтрансстроя» к ФГУП, который размещен в базе суда. Предварительное заседание по нему назначено на конец августа, в качестве третьего лица в иске указан «Сбербанк России», сумма гарантии в материалах не раскрывается.

В июне этого года «Инжтрансстрой» предложил Росавиации в досудебном порядке расторгнуть контракт на условиях компенсации ущерба в размере 4,1 млрд руб. Кроме того, подрядчик был готов завершить текущий контракт в срок, если будет завершено проектирование, полностью освобождена территория застройки и проект будет стабильно финансироваться, напомнил представитель «Инжтрансстроя». Источник в одном из профильных ведомств сообщал «Ведомостям» в конце июня, что заказчик также направлял в «Инжтрансстрой» уведомление о намерении расторгнуть контракт.

Для действующего контракта подача таких исков - это точка невозврата, очень маловероятно, что работы по нему будут продолжены в прежней форме, говорит старший юрист Herbert Smith Freehills Роман Чураков. Вопрос в том, кто будет признан виновным в неисполнении контракта и расторжении договора и кто получит компенсацию. В случае расторжения контракта для заказчика важно, чтобы объем компенсации был определен через суд, говорит Чураков. Иначе к государственному заказчику могут возникнуть претензии со стороны Счетной палаты и Минфина. Подрядчик редко подает иск в таких случаях, так как обычно заинтересован в сохранении контракта, говорит старший юрист BMS Law Firm Денис Фролов. Подача иска со стороны подрядчика может говорить о том, что компания понимает, что не может выполнить работы в срок, и пытается минимизировать свои риски. Однако «Инжтрансстрою» будет сложно доказать наличие убытков на такую большую сумму.

Государственные контракты на строительство третьей полосы в "Шереметьево" были заключены в 2011 и 2014 гг. Сумма контракта, по данным «Инжтрансстроя», — 22,4 млрд руб. Третья полоса в аэропорту "Шереметьево" должна быть построена к чемпионату мира по футболу в России 2018 г. В конце мая ФГУП «Администрация гражданских аэродромов (аэропортов)» сообщила, что «Инжтрансстрой» приостановил работы по ВПП-3. На данный момент, как сообщал Forbes на прошлой неделе гендиректор «Шереметьево» Михаил Василенко, исполнитель только подготовил строительную площадку и начал строительство рулежной дорожки.

Параллельно со строительством полосы в «Шереметьево» реализуется проект развития так называемой Северной зоны — строительства двух новых терминалов и тоннеля. Инвесторами по этому проекту является TPS Avia Александра Пономаренко и Аркадия Ротенберга. В случае расторжения контракта проект может завершить компания, связанная с TPS Avia, передал ТАСС в конце июня со ссылкой на неназванный источник в строительной отрасли. Чиновник одного из ведомств, участвующих в обсуждении проблемы, рассказывал «Ведомостям» о том, что заказчик строительства полосы в «Шереметьево» обратился «к руководству» с просьбой назначить единого исполнителя по контракту.

В отношение самого «Инжтрансстроя» в конце мая Арбитражный суд Москвы ввел процедуру наблюдения. Компания называла задержки финансирования проекта по строительству третьей полосы в «Шереметьево» одной из причин сложного финансового положения.