Компания Эдуарда Худайнатова увеличит добычу в 7 раз

К 2023 году компания обещает добывать более 15 млн т нефти в год
ННК была создана в 2012 г., в 2013 г. компанию возглавил экс-президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов
ННК была создана в 2012 г., в 2013 г. компанию возглавил экс-президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов / С. Портер / Ведомости

Независимая нефтегазовая компания (ННК) Эдуарда Худайнатова впервые раскрыла планы по добыче нефти, они опубликованы на сайте компании. В 2015–2016 гг. добыча практически не изменится и составит 2,4 млн и 2,5 млн т нефти в год. Но в 2017 г. ННК введет в промышленную эксплуатацию Кондинскую группу месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе, и добыча вырастет до 3,1 млн т. В 2018 г. ожидается ввод Пайяхской группы месторождений в Красноярском крае. Это позволит добывать уже 4,8 млн т в год. Затем ежегодно этот показатель будет расти примерно на 2 млн т нефти в год и к 2023 г. достигнет 15,2 млн т.

Если бы ННК добывала 15 млн т уже сегодня, она вошла бы в топ-лист нефтяных компаний, обогнав «Русснефть» (добыча в 2014 г., по данным ЦДУ ТЭК, – 8,5 млн т). Но не дотянула бы до уровня «Башнефти» (17,8 млн т) или «Татнефти» (26,5 млн т), говорит директор Small Letters Виталий Крюков.

При этом уже с 2018 г. чуть больше половины добычи будет обеспечено за счет разработки трудноизвлекаемых запасов, а к 2023 г. – более 80%. Трудноизвлекаемая нефть составляет 80% ресурсной базы: основная часть запасов относится к пластам с низкой проницаемостью, другая часть – к пластам с высоковязкой нефтью, говорится в сообщении ННК.

Россия в приоритете

Бизнес ННК ориентирован прежде всего на внутренний рынок, сообщила компания. В 2014 г. в России было продано 1,8 млн т нефти, 0,1 млн т компания реализовала в странах СНГ, еще 0,5 млн т было продано на экспорт.

ННК была создана в 2012 г., в 2013 г. компанию возглавил экс-президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов. Сейчас он является ее 100%-ным бенефициаром через люксембургскую Dako Energy Investment S.A. В 2013–2014 гг. компания активно скупала активы, в том числе год назад выкупила Alliance Oil у семьи Мусы Бажаева. Сумма покупки не раскрывалась, источники «Ведомостей» оценивали стоимость компании в $7 млрд. На начало 2015 г. у ННК было уже 53 лицензии в восьми регионах России и в Казахстане. На начало года запасы ННК по категориям АВС1+С2 составляли 304,5 млн т нефти и конденсата и 35,4 млрд куб. м газа.

Планы по добыче в 15,2 млн т в 2023 г. и темпам роста выглядят очень амбициозно, говорит портфельный управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев. По его оценкам, исходя из запасов, добыча в 2023 г. может составить около 12 млн т. Форсированная разработка трудноизвлекаемых запасов также выглядит неоднозначно: себестоимость добычи в среднем составляет от $80 за баррель, указывает он. Впрочем, в случае льгот по НДПИ и экспортным пошлинам точка окупаемости таких проектов может снизиться примерно до $60 за баррель, отмечает Вахрамеев. При этом нефтяные компании во всем мире откладывают инвестиции в разработку трудноизвлекаемых запасов и фокусируются на самых рентабельных проектах, констатирует он.

В целом для выхода на полку добычи к 2023 г. ННК может потребоваться около $5 млрд, оценивает Вахрамеев. Финансовые показатели компания не раскрывает, но весной два профильных чиновника рассказывали «Ведомостям», что валютный долг у ННК большой и положение тяжелое. ННК ведет переговоры с банками об отсрочке выплат, писал «Интерфакс» со ссылкой на сотрудника компании. Компания обращалась и за господдержкой: в начале года ННК попросила выделить ей 78,1 млрд руб. из ФНБ для разработки Пайяхской группы месторождений, но денег не получила. Замминистра экономики Николай Подгузов объяснял, что Минэкономразвития предложило компании поискать другие источники финансирования. «Предметно говорить о финансировании проекта не приходится из-за отсутствия комплексного обоснования заявки», – сказал вчера представитель Минэкономразвития. Представитель ННК не ответил на вопрос «Ведомостей» о том, за счет каких средств компания планирует разработку месторождений.

Складывается ощущение, что стратегия компании по добыче носит имиджевый характер и рассчитана на привлечение инвесторов, считает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. ННК – новая компания и ее перспективы развития и задачи не вполне ясны, говорит аналитик. Возможно, она структурируется под дальнейшую продажу, а для этого, учитывая небольшую текущую добычу, надо очертить долгосрочные планы, объясняет он.