«Роснефть» хочет взыскать через суд потери от санкций
Из-за них компания подешевела на $20 млрд, но возместить ущерб не удастся, считают экспертыНа прошлой неделе США включили в санкционный список дочерние компании «Роснефти». В ответ «Роснефть» заявила, что США продолжают незаконно транслировать последствия политических решений на рыночные компании, которые не могли повлиять на принятие таких решений. Для защиты своих интересов компания создает систему учета потерь от применения санкций с зачислением их на внебалансовый счет. В дальнейшем «Роснефть» планирует взыскать ущерб в суде. Представитель компании не стал уточнять, какие именно потери будут учитываться. По его словам, «Роснефть» оценит «все потери, которые могут быть оценены». Пока компания не оценивала ущерб от санкций, уточнил он.
Потери «Роснефти» можно разделить на два типа: фактически понесенные (удорожание кредитов, оборудования и т. д.) и упущенная выгода, например, из-за приостановки разработки арктического шельфа, считает директор Small Letters Виталий Крюков.
Добыча «Роснефти»
В 2014 г. добыча «Роснефти» составила 251 млн т нефтяного эквивалента, план на этот год – 252 млн т. Год назад компания обещала к 2020 г. нарастить добычу на 25%, а к 2030 г. – на треть. Но в основном рост ожидается за счет увеличения добычи газа. Международное энергетическое агентство прогнозирует, что в 2016 г. добыча нефти в России снизится на 1%.
Для инвесторов основные потери от санкций заключаются в уменьшении капитализации компании. В начале 2014 г., до украинских событий, «Роснефть» на Лондонской фондовой бирже стоила около $80 млрд, а сейчас – в 2 раза дешевле, говорит портфельный управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев. Но на снижение капитализации компании в равной степени повлияло и падение цен на нефть, отмечает он. То есть из-за санкций «Роснефть» могла потерять $20 млрд капитализации. Дело в том, что даже отдаленная перспектива начала добычи «Роснефти» на шельфе в Карском море закладывалась инвесторами в стоимость компании, объясняет он. Запасы в Арктике огромны и сопоставимы с запасами на всей материковой части России. Разрабатывать шельф «Роснефть» собиралась с американскими и европейскими партнерами, а после того, как правительства ЕС и США запретили там работать своим компаниям, темпы роста ее добычи в долгосрочной перспективе могут упасть с 2–3% до примерно 1% в год (см. врез), это существенное падение, отмечает эксперт. Правда, средняя стоимость кредитования для «Роснефти» практически не изменилась, так как основную часть долга «Роснефть» погашает за счет китайских авансов.
«Роснефть» уже оспорила включение компании в санкционный список в Европейском суде справедливости (Люксембург), напоминает руководитель международной практики Art de Lex Артур Зурабян. Теперь компания, возможно, будет оспаривать санкции и в компетентном суде США. При этом консультантом «Роснефти» выступает базирующаяся в Лондоне Zawailla & Co (об этом сообщала The Wall Street Journal), которая смогла оспорить включение в санкционный список иранского банка Mellat, доказав, что банк не поддерживал иранскую ядерную программу. Теперь банком заявлены требования к британскому правительству, включившему его в санкционный список, о взыскании $4 млрд убытков из-за потерь международного бизнеса, говорит Зурабян. Но «Роснефти», вероятно, будет труднее. Это глобальная национальная компания, которая присутствует и развивает бизнес во всех регионах, в том числе в Крыму, считает юрист. Поэтому решение о том, что «Роснефть» не имеет отношения к Крыму, может быть принято только в случае признания геополитических реалий со стороны ЕС и США, что вряд ли произойдет в обозримом будущем, объясняет Зурабян.
В США крайне сложно добиться отмены санкций и процесс их оспаривания может занять годы, говорит партнер международной юридической компании Herbert Smith Freehills Алексей Панич. По его словам, исходя из практики, проще добиться отмены санкций физическим лицам и некоммерческим организациям, но почти никто из истцов не смог взыскать убытки.
Политолог Алексей Макаркин считает заявление «Роснефти» демонстративным шагом. США конкретизировали санкции, и компании надо было что-то ответить. По его мнению, вряд ли суд удовлетворит иск компании, так как это откроет ящик Пандоры. В суды сразу обратятся множество россиян и российских компаний, которые подпали под санкции, за ними потянутся европейские агропроизводители, которые подпали под санкции России, и т. д.