Ритейлеры меньше навязывают услуги поставщикам
ФАС заметила сокращение количества подобных делФедеральная антимонопольная служба (ФАС) заметила снижение количества дел по навязыванию ритейлерами маркетинговых договоров поставщикам и превышению разрешенного уровня ретробонусов, рассказала «Ведомостям» замначальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Екатерина Урюкина. «Большинство крупных ритейлеров сделали вывод о том, что поставщиков нельзя дискриминировать, а антимонопольное законодательство и законодательство о торговле нужно соблюдать», – заявила Урюкина. По ее словам, сети готовы добровольно устранять нарушение до возбуждения дела, но таких дел (по дискриминации поставщиков. – «Ведомости») становится меньше.
Петербургское управление ФАС на этой неделе решило оштрафовать «Ленту» на 2 млн руб.: ведомство сочло, что ритейлер навязывал поставщикам бакалейных товаров договоры на маркетинговые услуги.
Сейчас региональными управлениями ФАС рассматривается не менее семи таких дел в отношении сетей. В 2015 г. в ФАС рассмотрели дело в отношении «Перекрестка» по дискриминации поставщиков мяса, мясной продукции и птицы; похожие дела в предыдущие годы были в отношении «Метро», «Ашана» и «Атака» (прошли процедуру судебного обжалования), говорит Урюкина. В региональных сетях ситуация хуже, чем у крупнейших игроков, отмечает она.
Навязанных услуг действительно становится меньше, эта тенденция будет продолжаться, подтверждает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Проблему на протяжении последних полутора лет постоянно обсуждали с сетями в межотраслевом экспертном совете, крупнейшие ритейлеры признают эти проблемы, говорит Юшин.
Многие сети начинают перестраивать внутреннюю политику, уходят от фальшивого маркетинга, переходят на работу с фронт-маржей в связи с обсуждением закона о торговле, добавляет председатель правления Союзмолока Андрей Даниленко. Сокращение разрешенного размера ретробонусов с сегодняшних 10% до 3% (все суммарные выплаты) прописано в поправках в законе о торговле, одобренном Госдумой в первом чтении 19 мая. Законопроект разработан группой сенаторов и депутатов во главе с Ириной Яровой.
Снижение количества жалоб от поставщиков свидетельствует только о том, что они устали жаловаться, парирует председатель совета директоров «Конфаэль» Ирина Эльдарханова. В отношениях с ритейлерами никаких изменений она не видит: ретробонусы, навязанные услуги остаются под тем или иным соусом. Изменений незаметно, есть ли движение навстречу поставщикам, станет понятно, когда начнется сезон переговоров – с сентября по февраль, говорит источник в крупной агрокомпании. Но совладелец компании, производящей крепкий алкоголь, не согласен: он отмечает снижение ретробонусов в последние месяцы.