ФАС назначила «Ленте» штраф в 2 млн рублей за навязывание маркетинговых услуг поставщикам
Аналогичные дела рассматриваются в отношении еще двух крупных ритейлеровПетербургское управление ФАС вчера сообщило о решении оштрафовать ООО «Лента» на 2 млн руб. В середине июня управление признало, что ритейлер нарушил п. 2 ч. 1 ст. 13 закона о торговле, так как навязывал поставщикам товаров категории «бакалея» заключение договоров на оказание маркетинговых услуг. Организации выплачивали за продвижение товаров в среднем около трети от своего товарооборота (15–30%), что отразилось и на конечной стоимости продуктов, заключило управление. Оно требует внести изменения в договоры оказания услуг.
Пресс-служба «Ленты» отказалась от комментариев до получения официального документа от ФАС. О навязывании платы за эти услуги не может быть и речи: поставщики добровольно заключают договоры на продвижение товаров, утверждал ранее на заседании УФАС представитель ритейлера. По его словам, жалоб поставщиков в деле нет, а навязыванием это было бы, только если бы поставщики письменно отказывались от услуг.
Представитель одного из предприятий пищевой промышленности назвал решение УФАС «хорошей новостью». Это кто же такой смелый, что пожаловался на «Ленту», поинтересовался он, но от комментариев отказался. Поставщики не хотят жаловаться на сети, так как боятся потерять партнера, поэтому нарушение сложно доказать, говорит представитель УФАС.
Сборы на маркетинг в размере 15% от оборота президент ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга» Александр Зорин считает «более реальными», чем 30%. За последний год отношения поставщиков с сетями улучшились, уверен он. УФАС завело аналогичные дела в отношении ТД «Перекресток» и «О’кей». УФАС всегда жестко контролировало сети, все ограничения поддерживаются законом о торговле, говорит руководитель формата Spar ТД «Интерторг» Антон Беловецкий. Взаимоотношения между «Лентой» и поставщиками для нас неактуальны, говорит руководитель небольшой сети. У «Ленты» на 30 июня было 143 магазина, выручка в первом полугодии выросла на 33,8% до 114,9 млрд руб.
Зорин считает, что штраф не решит проблему, сети будут искать другие пути заработка. Если условия маркетингового договора «Ленты» не нарушают ФЗ «О защите конкуренции», у сети есть перспективы при оспаривании решения ФАС, говорит партнер «Дювернуа лигал» Игорь Гущев. Он считает, что изменить имеющиеся договоры можно: при наличии согласия обеих сторон или при заключении нового договора.