Гроза над Москвой поссорила «Аэрофлот» и «Домодедово»
Авиакомпания обвинила аэропорт, что тот обслуживал ее рейсы, перенаправленные из «Шереметьево», в последнюю очередь«Домодедово» приняло 16 самолетов, которые из-за непогоды не смогли совершить посадку в других аэропортах Москвы, сообщил представитель аэропорта. Пассажирам рейсов пришлось понервничать: многие провели в самолетах по несколько часов в ожидании, пока их выпустят. Это обернулось перепалкой «Домодедово» и «Аэрофлота».
Прошедшая в минувший понедельник в Москве гроза обернулась коллапсом для столичных аэропортов. Рейсы, вылетевшие при нормальных погодных условиях в «Шереметьево» и «Внуково», вынуждены были садиться в «Домодедово». «Из-за сложных метеоусловий в «Шереметьево» не смогли приземлиться 27 воздушных судов, еще 10 – в «Домодедово», шесть – во «Внуково», – передавал «Интерфакс» слова источника в авиадиспетчерских службах. По его данным, командиры экипажей уходили в Нижний Новгород, Вильнюс, «Пулково» и Минск, а также на другие аэропорты Московского авиаузла.
Из-за грозы в районе аэродрома «Шереметьево» пять рейсов «Аэрофлота» (из Стамбула, Рима, Риги, Уфы и Краснодара) были перенаправлены в аэропорт «Домодедово», рассказал представитель авиакомпании. Но службы «Домодедово» «отказались оперативно обслужить пассажиров данных рейсов, так как в приоритете аэровокзала находились «свои» рейсы, а не перенаправленные из «Шереметьево» и «Внуково», говорится в заявлении «Аэрофлота». Аэропорт не ограничивал обслуживание самолетов или пассажиров, рейсы которых были перенаправлены из других аэропортов Москвы, говорилось в ответном заявлении «Домодедово», но, для того чтобы пассажиры, прибывшие из-за границы, прошли пограничный контроль, «требовалось соответствующее разрешение со стороны органов пограничного контроля». Вся необходимая полетная документация, включая списки пассажиров (так называемый пассажирский манифест), находится на борту самолета, напоминает представитель «Аэрофлота». А решение о высадке пассажиров принимает сменный начальник аэропорта, отмечает он: «К сожалению, наши свалившиеся на них рейсы обслуживались по остаточному принципу». Решение обслуживаться в аэропорту принимает либо командир воздушного судна, либо авиакомпания, со стороны аэропорта ограничений нет, настаивает близкой к «Домодедово» источник.
Такая гроза в Москве – это форс-мажор, летать в таких условиях нельзя, объясняет собеседник «Ведомостей», близкий к «Аэрофлоту». По его словам, иногда такая гроза может стать обоснованной причиной задержки людей в приземлившихся самолетах, если создается риск для жизни и здоровья персонала аэропорта. Но в «Домодедово» аэропорт продолжал разгружать собственные рейсы, подчеркивает он. Не было проблем и у «Трансаэро». Из шести рейсов, летевших во «Внуково», в «Домодедово» сели пять – и «Домодедово» обеспечило компании «конструктивное взаимодействие в сложной ситуации», рассказал представитель «Трансаэро».
В пиковые часы «Домодедово» и так работает на пределе возможностей – вероятно, он просто не смог оперативно разгрузить такое большое количество самолетов, полагает гендиректор Infomost Борис Рыбак. Если у аэропорта нет регламента действий на случай форс-мажора, сориентироваться на месте и вручную изменить расписание обслуживания рейсов практически невозможно, рассказывает он.
Снова гроза
Во вторник вечером в Москве снова началась гроза. В «Шереметьево» большинство рейсов, вылеты которых назначены, начиная с 22.00 мск, задержаны, судя по данным электронного табло аэропорта. Несколько рейсов задержаны во «Внуково», судя по данным электронного табло аэропорта. Есть задержки в «Домодедово».
Представитель «Росавиации» рассказал «Ведомостям», что после аналогичной ситуации в мае ведомство направило аэропортам директиву по разработке механизма взаимодействия в случае посадки самолетов в незапланированные аэропорты из-за непогоды, болезни пассажира и проч. Инструкции нужно разработать безотлагательно, настаивает он.
На случай форс-мажорного приземления других самолетов в каждом аэропорту предусмотрены тарифы на их обслуживание, рассказывают представители «Домодедово» и «Шереметьево». По словам представителя «Шереметьево», порядок взаимодействия авиакомпании и аэропорта в этом случае должен быть направлен на минимизацию неудобства для пассажиров и скорейшее разрешение и нормализацию ситуации. Самолет в этом случае обслуживается по тарифу, установленному в соответствии с приказом Минтранса об аэронавигационных и аэропортовых сборах, рассказывает представитель «Домодедово». В каждом аэропорту предусмотрены тарифы на такую ситуацию, говорит представитель «Шереметьево». Перечень услуг определяется в ходе переговоров представителей перевозчика и аэропорта, продолжает он. Обязательства по оплате, как правило, подтверждаются со стороны авиаперевозчика письменной гарантией, рассказывает собеседник. Речь идет о безопасности полетов в экстренных ситуациях, не зависящих от авиакомпаний, справедливо было бы вернуться к ранее существовавшей практике оплаты таких случаев в размере 25% от обычной ставки, считает представитель «Трансаэро».
Если рейсы задерживаются по погодным условиям, то в этом случае авиакомпания может быть освобождена от ответственности, гласит европейский регламент, отмечает адвокат из коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Алина Топорнина. Но актуален вопрос, какое обслуживание предложено пассажирам во время ожидания, подчеркивает она. Вряд ли пассажиры будут обращаться с исками к компании, считает Рыбак. Но сумма компенсаций в России невелика – 25% от минимального размера оплаты труда, но не более 50% стоимости билета за час ожидания, следует из Воздушного кодекса. «Аэрофлот» в таких ситуациях, как правило, компенсирует неудобства пассажирам милями, говорит источник, близкий к авиакомпании.