Основатель «Магнита» Сергей Галицкий считает, что компания уже может работать и без него
Об этом он заявил инвесторам"Компания длительное время сильно зависела от меня и от моего партнера [Владимира Гордейчука]. И я сейчас вижу, что команда без нас спокойно может развивать этот бизнес <...> Они в состоянии дать нам возможность заболеть или пойти в отпуск», – заявил вчера основной владелец и гендиректор крупнейшего российского ритейлера «Магнит» Сергей Галицкий на телефонной конференции с инвесторами и аналитиками. «Мы моложе не становимся, – констатировал Галицкий, а чтобы развиваться агрессивно, требуется много энергии. – И уже столько энергии мы с моим партнером не можем дать, как раньше давали». Но в руководстве компании появляются молодые топ-менеджеры и сейчас сложилась команда, способная работать «вполне автономно», завершил Галицкий, добавив, что это вызывает у него «чувство комфорта».
«Магнит» – крупнейший по выручке и один из самых быстрорастущих российских ритейлеров. Одним из ключевых факторов его успеха инвесторы неоднократно называли то, что во главе «Магнита» стоит его основной собственник.
Наша компания на бирже, но хозяин у компании – я. Именно хозяин не позволяет менеджменту разворовывать компанию. <...> Вот при покупке конкурента менеджмент может заплатить такие деньги, которые собственник не заплатил бы никогда
У инвесторов «Магнит» ассоциируется с Галицким и, если его слова – свидетельство того, что он начал постепенно отходить от руководства компанией, это «не самая позитивная новость», осторожен портфельный управляющий УК «Райффайзен капитал» Антон Кравченко. Для международных инвесторов личность гендиректора очень важна, особенно в компаниях, выстроенных с нуля, как «Магнит» или «Яндекс», объясняет он: «Многие международные фонды инвестируют в такие компании только после личных встреч с собственниками компаний».
Подобные заявления могут готовить инвесторов к смене руководства компании, призваны сгладить возможную негативную реакцию, рассуждает Олег Попов, управляющий портфелем «Апрель капитала». С другой стороны, «таким несколько экстравагантным способом» Галицкий мог просто похвалить себя и своих партнеров за то, что выстроили «эффективную команду, работающую не хуже, чем он сам», рассуждает Владимир Цупров из «ТКБ БНП Париба инвестмент партнерс».
Мария Колбина из «ВТБ капитала» склонна трактовать слова Галицкого как констатацию того факта, что «бизнес, в котором задействовано более 260 000 человек, работает без ручного управления». Нечто подобное Галицкий произносил и 1,5–2 года назад, когда компания рапортовала о рекордной рентабельности, вспоминает она. Это позитивное заявление, верит Колбина, в отличие от многих других российских компаний «Магнит» может выращивать команду, качество работы которой не зависит от того, будет ли завтра гендиректор на работе или нет. «Когда компания маленькая, все зависит от одного человека – это называется малый бизнес, индивидуальное предпринимательство; а когда в такой махине влияние одного человека – 100%, это заставляет задуматься», – рассуждает она.
Крупные инвесторы, которые вкладываются в акции «Магнита», принимают инвестиционные решения, исходя из финансовых показателей, согласен Попов. «Мне нравились бумаги «Магнита» не потому, что там был Галицкий, а потому что эта компания – лидер рынка, который регулярно выполнял обещания и показывал результаты лучше рынка», – говорит он.
Вчера Галицкий повысил прогноз на 2015 г. по количеству новых «магазинов у дома» и магазинов косметики – как минимум до 1350 и 950 соответственно. Прошлый прогноз, который уже включал рекордный рост сети, предполагал открытие 1200 «магазинов у дома» и 800 магазинов косметики. Планы по гипермаркетам остались прежними (90 магазинов). Одновременно Галицкий снизил прогноз по росту выручки на 2015 г. до 26–28%, после того как за первые полгода продажи ритейлера выросли на 30,3% (до 454,8 млрд руб.), и поднял ожидания по рентабельности EBITDA до 10,5–11,2–11,3% (предыдущий прогноз – 9,5–11%).
Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"