Мексика воссоздает нефтяную отрасль после 77 лет госмонополии
На аукционах за активы поборются недавно созданные частные компании, бывшая госмонополия Pemex и иностранные нефтедобытчикиВ среду в Мексике состоится первый из трех запланированных в этом году аукционов, на котором будут выставлены 14 нефтяных блоков в Мексиканском заливе. Правительство страны открывает нефтяную отрасль, которая была национализирована в 1938 г. Новые мексиканские нефтяные компании, созданные при содействии и финансировании местных бизнесменов, надеются побороться не только с бывшей госмонополией Pemex, но и такими гигантами, как ExxonMobil и Royal Dutch Shell.
До национализации отрасли в Мексике было более 170 нефтяных компаний. Акции и сертификаты облигаций некоторых из них висят на стенах офиса бывшего министра финансов Педро Аспе, который их коллекционирует. «Многие из этих компаний контролировались иностранным капиталом, но это была и мексиканская нефтяная отрасль, которую мы хотим воссоздать», – говорит он.
Аспе и еще несколько мексиканских бизнесменов, включая миллиардера Карлоса Слима, помогли основать в стране новые нефтяные компании. Сейчас им нужны иностранные партнеры, которые помогли бы им с поиском и добычей нефти на шельфе. Но через несколько лет они могут стать серьезными игроками, какими были местные компании в начале XX в. «У мексиканцев есть капитал и опыт для начала работы в нефтегазовом секторе», – говорит аналитик Wood Mackenzie Пабло Медина. Декабрьский аукцион, на котором будут выставлены находящиеся на суше нефтяные блоки, должен быть особенно привлекательным для них, учитывая относительную простоту бурения на суше, добавляет Медина.
Ранее многие из тех, кто теперь хочет заняться добычей, были нефтесервисными подрядчиками Pemex. Среди них Grupo Diavaz, 20% акций которой принадлежит американской инвесткомпании Evercore. Diavaz стала нефтяной компанией в 2014 г., когда закончилась монополия Pemex. Diavaz Offshore и еще две мексиканские компании, Sierra Oil & Gas и Petrobal, в среду планируют побороться на аукционе с десятками иностранных конкурентов и уже стали партнерами некоторых из них. По данным Национальной комиссии углеводородов Мексики (CNH), Sierra сотрудничает с техасской Talos Energy, а Diavaz – с австралийской Woodside Energy Mediterranean. Petrobal, чей гендиректор Карлос Моралес до 2014 г. был топ-менеджером Pemex, сотрудничает с британской Tullow Oil.
«Шаг за шагом мы станем производителем нефти, не самым крупным, но для Мексики объемы нефтедобычи будут значительными», – надеется Хавьер Гарсиа де Кеведо из Grupo Mexico, одного из ведущих мировых производителей меди и крупнейшего в стране железнодорожного оператора, которая тоже заинтересована в добыче нефти. Также Grupo Mexico 56 лет была подрядчиком Pemex. По словам Кеведо, компанию интересует сентябрьский аукцион находящихся на мелководье Мексиканского залива месторождений, где уже обнаружена нефть. Сейчас Grupo Mexico ищет партнера среди ведущих мировых нефтедобытчиков. Как утверждает Кеведо, компания будет придерживаться уже проверенной в железнодорожном бизнесе стратегии – сначала найдет иностранного партнера, а затем сосредоточится на органическом росте, а не поглощениях.
Carso Oil & Gas, контролируемая Карлосом Слимом, как и нефтяное подразделение Grupo Mexico и другой бывший подрядчик Pemex, Grupo R, намерены принять участие в декабрьском аукционе.
Первый аукцион будет символически важен и продемонстрирует, насколько нефтяные компании и правительство сходятся во взглядах относительно стоимости нефтяных блоков. В CNH надеются продать минимум 4-5 блоков. Нет никаких гарантий, что местным компаниям удастся победить, однако власти разрабатывали правила торгов, помня о них. В некоторых случаях их капитал может быть использован для финансирования проектов, которыми будут управлять опытные иностранные операторы, а в других мексиканские компании смогут действовать самостоятельно – например, участвовать в аукционе сухопутных месторождений.
Нефтяной сектор страны сильно изменится, когда станет открытым, предоставляя новые возможности предпринимателям, инженерам и местным компаниям, которые десятилетиями были ограничены госмонополией, уверен руководитель CNH Хуан Карлос Сепеда. «Эта реформа подарит Мексике новую национальную отрасль промышленности», - говорит он.
Перевел Алексей Невельский