«Газпром» начинает «Турецкий поток» с чистого листа
Компания разорвала контракт с итальянской Saipem на укладку труб по дну Черного моряСпустя всего семь месяцев после отказа от строительства газопровода «Южный поток» «Газпром» фактически замораживает и пришедший ему на смену «Турецкий поток». Компания сообщила о расторжении контракта с итальянской Saipem на строительство первой нитки «Турецкого потока» по дну Черного моря и о намерении найти нового подрядчика. «Данное решение продиктовано невозможностью достичь соглашения [с Saipem] по многим рабочим и коммерческим вопросам реализации проекта», – сообщил «Газпром».
Saipem подтвердила расторжение договора. Это стандартная процедура, предусматривающая компенсацию, отметила компания, не уточнив размер неустойки.
Saipem в марте 2014 г. выиграла контракт стоимостью 2 млрд евро еще на строительство первой нитки «Южного потока». После отказа «Газпрома» от проекта Saipem сообщила о приостановке контракта с ней. По данным «Интерфакса», простой мог обойтись «Газпрому» примерно в $300 млн. При этом приостановка работ могла длиться не более шести месяцев, говорит собеседник, близкий к одной из сторон. В начале мая Saipem получила разрешение «Газпрома» на укладку первой нитки уже «Турецкого потока». «Газпром» обещал начать ее строительство в конце июня. Для этого в последних числах месяца флот Saipem отправился в Россию и сейчас находится в Анапе. Зачем он пошел в Россию без договоренностей об условиях строительства, в «Газпроме» не объясняют. «Это уже не важно», – отмечает собеседник, близкий к концерну.
«Газпром» в срок не приступил к стройке, так как Россия не смогла заключить межправительственное соглашение с Турцией. В начале июня там прошли парламентские выборы и новое правительство до сих пор не сформировано, поэтому подписывать документ пока не с кем, напоминает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Подписание может быть отложено до октября, писал на прошлой неделе Bloomberg со ссылкой на источники в Анкаре. Переговоры осложняются еще и тем, что «Газпром» до сих пор не предоставил Botas скидку на газ, что позволяет ей обратиться в международный арбитраж, отмечало агентство.
В этой ситуации «Газпрому» нет смысла платить за простой судов Saipem, проще заключить новый контракт, возможно, с ней же, как только ситуация прояснится, считает старший аналитик Vygon Consulting Мария Белова.
На прошлой неделе «Газпром» известил подрядчика и о приостановке строительства системы газопроводов «Южный коридор», по которым газ должен поступать в «Турецкий поток» из России. Система состоит из двух газопроводов мощностью 32 млрд куб. м каждый. Первый – от границы с Украиной (это позволит частично сократить транзит через ее территорию), второй – из Новгородской области, оба должны прийти в Анапу. Первый маршрут «Газпром» хочет достроить, а второй решил заморозить «до особого поручения». В четверг «Газпром» отменил как минимум 11 тендеров по «Южному коридору» на сумму более 52 млрд руб., сообщил «Интерфакс».
Возможно, Saipem сама хотела расторжения договора, чтобы не участвовать в неугодном для Европы проекте, считает Гривач. Либо компания сочла себя незаменимой и запросила больше денег, добавляет он. В этом случае она может вернуться в проект, смягчив условия, ведь конфликт лишит ее шансов участвовать и в других проектах «Газпрома», например в строительстве новых ниток «Северного потока». Однако в первом случае «Газпрому» действительно придется искать альтернативу, заключает эксперт.
Может быть, Saipem получает новый гарантированный контракт и не хочет, чтобы ее флот простаивал, говорит аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров.
Альтернативой для «Газпрома» может стать швейцарская Allseas, говорит Белова. В апреле 2014 г. с ней был заключен контракт на строительство второй нитки «Южного потока». «Мы заинтересованы в том, чтобы строить газопровод для «Газпрома» по дну Черного моря, если этот проект стартует», – сказал представитель Allseas.
Но проект уже не удастся реализовать в указанный срок, теперь он может сдвинуться на год, говорит Нестеров. «[Сейчас] не установлены никакие сроки. Мы работаем в режиме «чем быстрее, тем лучше», – заявил в четверг министр энергетики Александр Новак (его слова передавал «Интерфакс»). Расторжение контракта с Saipem он назвал «техническим вопросом».
Протяженность морского участка «Турецкого потока» – 910 км. Проектная скорость укладки – 3 км в сутки, говорил в июне начальник департамента «Газпрома» Леонид Чугунов (его слова передавал «Интерфакс»). То есть «Газпром» рассчитывает, что сможет построить трубу за год.
Свой подрядчик
В России строительством морских газопроводов занимается ОАО «Межрегионтрубопроводстрой». В апреле «Газпром» поручился за него по кредиту Газпромбанка на $1 млрд.
Полная остановка проекта дает «Газпрому» пространство для маневра, продолжает Нестеров. До сих пор, имея закупленные трубы и контракты с подрядчиками, компания была в безвыходной ситуации, что позволяло туркам выкручивать ему руки по цене на газ, а теперь переговоры могут начаться практически с чистого листа, заключает эксперт.
«Газпром» изначально собирался построить четыре нитки «Турецкого потока» мощностью 63 млрд куб. м в год: одну – для поставок в Турцию и три – для экспорта в Европу. За счет этого газопровода Россия после 2019 г. обещала полностью отказаться от транзита газа через Украину. Но в июне предправления «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что транзит через Украину может продолжиться и после 2019 г., компания также договорилась с Shell, E.On и OMV о строительстве к 2019 г. двух новых ниток «Северного потока» мощностью 55 млрд куб. м газа в год. Они могут стать альтернативой «Турецкому потоку», считает Нестеров. «Турецкий поток» может сократиться до двух ниток: одна – для Турции, другая – для снабжения Балкан, например, по Трансбалканскому газопроводу, согласна Белова.
Но проблема в том, что у «Газпрома» уже закуплены и лежат на складах трубы стоимостью 1 млрд евро для первой нитки «Турецкого потока». Отгружено и 40% труб для второй нитки, сказали два собеседника, близких к подрядчикам «Газпрома». Причем трубы для второй нитки пока не оплачены, говорит один из собеседников. Источник, близкий к «Газпрому», это подтвердил: «Разбираемся с подрядчиками, как это уладить».
Теоретически трубы для «Турецкого потока» могут быть использованы при строительстве «Северного потока». Но это будет крайне неэффективно, говорит собеседник в одной из трубных компаний. Черное море глубокое, там нужны трубы малого диаметра и с толстыми стенками, чтобы выдерживать давление, рассказывает он. Глубина Балтийского моря гораздо меньше – там можно использовать трубы большего диаметра и с менее толстыми стенками. Именно поэтому пропускная способность одной нитки «Северного потока» – 27,5 млрд куб. м, а «Турецкого потока» – 15,5 млрд куб. м, заключает собеседник.