«Газпром» готов обсуждать транзит газа через Украину и после 2019 года

С обходными маршрутами неясность, объясняют эксперты
«Газпрому» трудно будет найти альтернативу продолжению транзитных отношений с Украиной и после 2019 г.
«Газпрому» трудно будет найти альтернативу продолжению транзитных отношений с Украиной и после 2019 г. / SERGEI SUPINSKY / AFP

Новый контракт на транзит газа через Украину не будет заключен ни при каких обстоятельствах, даже если Луна станет Солнцем, заявил две недели назад зампред правления «Газпрома» Александр Медведев. «Газпром» после 2019 г. откажется от транзита газа через Украину – поставки будут перенаправлены в «Турецкий поток», в апреле объявил предправления «Газпрома» Алексей Миллер. Он обещал, что «Газпром» построит «Турецкий поток» до греческой границы, а дальше Европа должна тянуть трубы сама, если после 2019 г. не хочет остаться без российского газа.

«Давайте внесем ясность, – заявил в минувшую пятницу Миллер. – Мы никогда не говорили, что не будем вести переговоры с Украиной о [новом] транзитном контракте». Проблема в том, объяснил он, что Украина предлагает неприемлемые условия, а ее позиция непримирима. В частности, Украина хочет увеличить транзитный тариф с нынешних $2,7 до $5 за 1000 куб. м на 100 км. Но когда контракт будет заканчиваться, «Газпром» проведет переговоры о его продлении. И на это есть прямое поручение президента России Владимира Путина, подчеркнул Миллер.

Президент решил успокоить европейцев после жестких заявлений руководства «Газпрома» о намерении держать газовую паузу, полагает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, но и жесткие заявления были инициированы тоже Путиным.

Из слов Миллера следует, что, говоря о «прекращении» транзита после 2019 г., «Газпром» заранее информировал контрагентов о рисках. Миллер вновь подчеркнул, что, если газотранспортных мощностей к 2019 г. со стороны ЕС для «Турецкого потока» не появится, «Газпром» не станет заключать с Украиной невыгодный контракт.

До сих пор аргументы, объяснявшие отказ от украинского транзита, были иными. Для функционирования газотранспортной системы (ГТС) Украины и обеспечения транзита в нее нужно инвестировать $12 млрд и не понятно, кто даст эти деньги, утверждал Медведев. ГТС Украины таит в себе невероятно высокий конфронтационный потенциал, говорил Миллер. Теоретически «Газпром» мог бы перенести точку сдачи газа европейским потребителям с западных границ Украины на российско-украинскую границу и снять с себя все риски транзита. Но это невыгодно, точка сдачи газа на границе с Грецией ближе к рынку, объясняла гендиректор «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова. «Газпром», как ответственная компания, не хочет перекладывать транзитные риски на европейцев, говорила она.

Решит суд

У «Газпрома» до 2028 г. заключен контракт на транзит газа через Словакию. Отказ от украинского транзита приведет к невозможности транзита газа через Словакию. Но необходимость платить за транзит не обязательно возникнет, считает Миллер: «Кто кому что должен платить, если возникает спор, то это решение суда. Кроме того, если исполнению контракта со Словакией будет мешать другой контракт, то эта коллизия не такая уж и простая с точки зрения того, кто в этом виноват».

Позиция «Газпрома» могла измениться из-за возникших неопределенностей по «Турецкому потоку», считает партнер RusEnergy Михаил Крутихин. Турция пока выдала «Газпрому» только разрешение на изыскательские работы в своих территориальных водах – а Россия хотела уже до конца июня подписать с Турцией межправительственное соглашение по проекту, но вопрос затягивается.

Переговоры будут идти еще долго, уверен Крутихин.

Пока с Турцией обсуждается строительство одной нитки «Турецкого потока» мощностью 15,75 млрд куб. м для поставок газа на турецкий рынок минуя Украину. Продлевать газопровод в Европе пока согласна только Греция.

Если «Турецкий поток» ограничится одной ниткой, то «Газпрому» придется заключить с Украиной новый транзитный контракт на прокачку 28–36 млрд куб. м, подсчитали в Vygon Consulting. Но даже если будут построены все четыре нитки «Турецкого потока» на 63 млрд куб. м, «Газпрому» все равно придется качать через Украину около 10 млрд куб. м, отмечают эксперты Vygon Consulting.

В 2014 г. «Газпром» экспортировал в Европу 147 млрд куб. м газа, из них 62 млрд куб. м – через Украину. В 2015 г. транзит может снизиться до 51 млрд куб. м, сказал на прошлой неделе гендиректор «Укртрансгаза» Игорь Прокопив «Интерфаксу».

«Газпром» рассчитывает на рост экспорта газа в Европу. Недавно компания объявила, что в связи с этим вместе с Shell, E.On и OMV к 2019 г. построит две новые нитки «Северного потока» мощностью 55 млрд куб. м. По словам Миллера, эти мощности будут предназначены только для новых контрактов. Замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач считает, что «Газпром» допускает сохранение украинского транзита на случай, если компании при росте экспорта будет не хватать всех мощностей «Турецкого потока» и двух новых ниток «Северного».

Едва ли «Газпром» вообще когда-либо откажется от транзита через Украину, качать через нее 15–20 млрд куб. м на соседние с Украиной рынки ему выгоднее любых других маршрутов, считает директор Киевского института энергостратегий Дмитрий Марунич. Но снижение транзита до такого уровня сильно ударит по бюджету Украины, ей важно сохранить его хотя бы на текущем уровне. В связи с этим «Газпром» хочет заставить ее пойти на уступки, заключает эксперт.

В «Нафтогазе» изменение позиции «Газпрома» связывают с рассмотрением спора по транзитному контракту в стокгольмском арбитраже, написал в Facebook директор по развитию бизнеса «Нафтогаза» Юрий Витренко: «Значит, мы на правильном пути... Еще раз благодарю всю нашу большую команду юристов и экспертов».

Представители «Нафтогаза» и минэнерго Украины на запросы не ответили.