На четверть компании «Фосагро» претендует ее бывший топ-менеджер
Александр Горбачев утверждает, что такую долю ему обещал владелец компании Андрей ГурьевБывший топ-менеджер «Фосагро» Александр Горбачев заявил в районный суд Лимасола, что его лишили права на долю в компании, сообщала «Фосагро» около месяца назад. Компания заявила, что Горбачев никогда акционером не являлся и прав на долю в «Фосагро» не имеет. «Ведомостям» удалось выяснить подробности спора.
В частной уголовной жалобе («Ведомости» ознакомились с копией) Горбачев предъявляет претензии 14 ответчикам, среди которых Андрей Гурьев, Евгения Гурьева, Игорь Антошин, а также кипрские компании – акционеры «Фосагро». Андрей Гурьев – зампред совета директоров и основной владелец «Фосагро», уточняет знакомый Горбачева. Трастам, бенефициарами которых являются он и члены его семьи, принадлежит 45,46% акций «Фосагро». Евгения Гурьева – жена бизнесмена, говорит знакомый с ними человек. Вместе с ее пакетом (4,82%) у семьи Гурьева получается контроль – 50,28%. Антошин – советник гендиректора «Фосагро», продолжает собеседник «Ведомостей». Он контролирует 12,6% акций «Фосагро».
Приблизительно в июле 2011 г. ответчики умышленно лишили Горбачева прав на 24% акций «Фосагро», говорится в жалобе. Эти бумаги были зарегистрированы на кипрские компании ответчиков, которые распоряжались ими в качестве доверенных лиц истца, а теперь они торгуются на Лондонской бирже, говорится в документе.
Горбачев и Гурьев вместе создавали «Фосагро» в конце 1990-х гг. из активов, принадлежащих группе «Менатеп»., Горбачев был членом правления компании, напоминает знакомый с ним человек. Именно тогда партнеры заключили устное соглашение, по которому Горбачев получал долю в компании, но этому есть и документальные доказательства, утверждает он. В 2003 г. Горбачев был вынужден эмигрировать из-за уголовного преследования в рамках дела ЮКОСа, но перед этим Гурьев еще раз обещал партнеру, что сохранит его акции, утверждает источник. В 2011 г. «Фосагро» провела IPO на Лондонской бирже. Структуры Гурьева продали 10,3% акций на $565 млн, а «Фосагро» была оценена в $6 млрд. Но Горбачев продолжал верить, что сможет вернуть акции: формально они оставались с Гурьевым лучшими друзьями и близкими партнерами, говорит собеседник «Ведомостей». Горбачев вел переговоры о передаче ему 24%, но так ничего и не добился, сказал он. После этого и была подана жалоба в суд.
Близкий к Гурьеву человек говорит, что впервые Горбачев заговорил о своей доле в 2012 г. Никаких документов, доказывающих правоту своих слов, он так и не предоставил, рассказывает он. Никакого соглашения между Гурьевым-старшим и Горбачевым не существовало и не существует, уверяет собеседник. Горбачев работал председателем совета директоров, но не играл реальной роли в становлении компании и выполнял лишь представительские функции, настаивает он.
Компанию создавал Гурьев, а Горбачев транслировал его позицию, говорят два человека, знакомые с обоими. «Отношения Горбачева и Гурьева не были похожи на отношения двух равноправных партнеров», – добавляет один из них. Но еще один собеседник «Ведомостей», знакомый с Гурьевым и Горбачевым, вспоминает: «Один раз Гурьев действительно говорил, что Горбачев – его партнер».
Разбирательство является частным уголовным преследованием и не предусматривает возможности ареста акций и любого другого имущества, утверждает юрист «Фосагро» Алексей Сиротенко. Спор может длиться несколько лет, он может предусматривать и обеспечительные меры, связанные с арестом акций, считает руководитель практики Art de Lex Артур Зурабян. По этим вопросам кипрский суд зачастую встает на сторону заявителя при условии предоставления разумного обеспечения в счет возможных убытков ответчиков, вызванных обеспечительными мерами, добавляет он.