ФАС по Петербургу признала «Юнимилк» нарушителем закона «О защите конкуренции»

У разных поставщиков компания закупает молоко не по одинаковым ценам
Danone не объясняет цены
Danone не объясняет цены / А. Махонин / Ведомости

Управление ФАС по Петербургу во вторник сообщило, что принадлежащее Danone ОАО «Компания «Юнимилк» нарушило п. 6 и п. 8 ст. 10 закона «О защите конкуренции». Компания необоснованно устанавливает различные цены на один и тот же товар, а также снижала базовую цену на сырое молоко, эти действия могут приводить к дискриминации поставщиков, считает ведомство.

УФАС направило Danone предписание об обеспечении конкуренции на рынке сырого молока, сказано в опубликованном решении. Согласно КоАП невыполнение предписания грозит штрафом до 500 000 руб.

Компания не согласна с решением УФАС и будет его обжаловать, сказал представитель «Юнимилка».

Danone через «Юнимилк» владеет молочным комбинатом «Петмол», который производит кефир, молоко, сливки. Жалобу на компанию в октябре 2014 г. подал поставщик молока «Агро-трейд». «Юнимилк» с апреля по июнь 2014 г. снизил базовую цену закупки молока у «Агро-трейда» с 20 до 17,5 руб. за 1 л, сообщает УФАС. Такая цена ниже расходов на производство и реализацию молока, говорит гендиректор «Агро-трейда» Александр Баталов.

У «Юнимилка» непрозрачный механизм ценообразования, считает Баталов. «Юнимилк» рассчитывает цену на сырое молоко на основе базовой цены по региону и комплексной оценки поставщиков – «кластеризации», приводит УФАС объяснения «Юнимилка».

Кластер – объединение поставщиков с одинаковыми условиями, пояснил представитель УФАС. Ни в договоре, ни в каких-либо открытых источниках информации требования и критерии к поставщикам, принадлежащим к тому или иному кластеру, не установлены, пишет УФАС. Основное требование антимонопольных чиновников к «Юнимилку» – прояснить характеристики и условия, по которым формируются кластеры, и опубликовать их в открытом доступе, добавляет представитель управления.

Поставщик не мог отказаться от своего основного потребителя и поэтому был вынужден работать в убыток, отмечает УФАС.

«В прошлом году «Агро-трейд» закрывал порядка 15% потребностей «Юнимилка» в Петербурге, с начала 2015 г. сотрудничество прекращено», – рассказал Баталов. По его словам, фермы «Агро-трейда» производят 1500–2000 т сырого молока в месяц. Компания нашла другие рынки сбыта, поставляет продукцию в Новгородскую, Псковскую области и другие регионы, говорит Баталов. Однако, отмечает он, при этой транспортной логистике значительно увеличились издержки.

В Ленобласти дефицита сырого молока нет, цена 1 л – от 22,5 до 27,5 руб. в зависимости от качества и минимальная цена в 22,5 руб. не может устроить фермеров, отмечает Эльдар Беглов, гендиректор группы «Лосево» (молочные продукты «Лосево» производятся из собственного сырья). Цена на сырое молоко должна быть привязана к цене конечного продукта на полке, считает Баталов.

Как правило, у молочных переработчиков непубличные договоры с поставщиками, существует система поощрений надежных и долгосрочных партнеров, для них цена держится обычно на одном уровне, говорит топ-менеджер крупного переработчика молока.