Продажа BP 20% месторождения Таас-Юрях принесла «Роснефти» в 1,5 раза больше, чем ждал рынок

Еще 29% может приобрести Skyland Petroleum
Президент BP Роберт Дадли согласился вместе с «Роснефтью» поработать в Восточной Сибири/ С. Фадеичев/ ТАСС

Еще одним его участником может стать Skyland Petroleum Group. Во время Петербургского международного экономического форума она и «Роснефть» подписали «основные условия соглашения в отношении предполагаемого совместного предприятия на основе «Таас-Юрях нефтегазодобычи», по которому Skyland может приобрести до 29% «Таас-Юрях нефтегазодобычи». Исходя из оценки этого проекта, сделанной ВР, сделка со Skyland может составить до $1 млрд.

Британская ВР покупает у «Роснефти» 20% «Таас-Юрях нефтегазодобычи», владельца лицензии на Среднеботуобинское месторождение в Восточной Сибири, сообщили компании. Подписи под соглашением поставили президент «Роснефти» Игорь Сечин и президент ВР в России Дэвид Кэмпбелл. Сумма сделки – $750 млн, сообщил Сечин. Таким образом, весь проект оценивается в $3,75 млрд.

Skyland Petroleum основана менее полугода назад, в январе 2015 г., компанией Vazon Energy и «дополнительным техническим персоналом». Владелец Vazon и президент Skyland – Дэвид Робсон, работавший на нефтегазовых проектах в Восточной Европе и странах бывшего Советского Союза. Фокусироваться Skyland намерена на проектах в Азии, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, гласит презентация, размещенная на ее сайте. Особенно подробно там описаны возможности работы в Восточной Сибири. Получить комментарии в Skyland не удалось.

О чем еще договорились

Также «Роснефть» и ВР подписали соглашение о совместных геологоразведочных работах в Западной Сибири и бассейне Енисея – Хатанги общей площадью около 260 000 кв. км и договорились о реорганизации немецкого совместного предприятия Ruhr Oel GmbH (ROG). В результате «Роснефть» удвоит доли участия в нефтеперерабатывающих заводах Bayernoil (до 25%), MiRO (до 24%) и PCK Raffinerie (до 37,5%). ВР, в свою очередь, консолидирует 100% НПЗ Gelsenkirchen и предприятия по производству растворителей DHC Solvent Chemie.

«Роснефть» вошла в «Таас-Юрях» в 2012 г., купив у Сбербанка 35,5% (банк эту долю получил в счет долга Urals Energy). Затем «Роснефть» довела долю до 100% (это обошлось ей в $2,44 млрд) и начала искать партнера. Переговоры велись с китайской CNPC, но безрезультатно. «Расхождение по ценам слишком большое», – говорил «Интерфаксу» начальник управления внешних связей CNPC Чжан Синь. «ВР оказался более прагматичным, более уверенным, и они быстрее приняли решение», – сказал Сечин на прошлой неделе.

Сейчас «Роснефть» ведет переговоры о продаже CNPC 10% в Ванкорском проекте. Переговоры идут медленно, но «Роснефть», по словам Сечина, продолжает убеждать китайских партнеров в привлекательности инвестиций в «Ванкорнефть»: «10% «Ванкора» – это ликвидный актив. Мы убеждены в его высокой фундаментальной стоимости и работаем с нашими партнерами, чтобы они тоже были в этом убеждены». Продажа 20% «Таас-Юрях» британцам показала, что «надо проявлять терпение в работе с партнерами и можно добиться результата <...> который выгоден обеим сторонам», добавил Сечин.

Добыча нефти на Среднеботуобинском месторождении началась в октябре 2013 г., проект подключен к ВСТО. Запасы участков, принадлежащих «Таас-Юрях», по категории С1 + С2 составляют 133 млн т нефти и 137 млрд куб. м газа. Добыча «Таас-Юрях» в 2014 г. составила 0,9 млн т нефти. В ближайшие пять лет она может вырасти до 5 млн т в год, считает президент BP Роберт Дадли (его цитирует «Интерфакс»), а вот добыча газа на Среднеботуобинском месторождении возможна лишь в далеком будущем.

Аналитики «Сбербанк CIB» ранее оценивали сделку ВР и «Роснефти» в $500 млн. В итоге «Роснефть» получила больше, но и ВР не прогадала: будучи акционером «Роснефти», она заинтересована в росте добычи российской компании, а разработка Среднеботуобинского месторождения как раз и позволит ее нарастить, рассуждает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Нефть с Таас-Юрях «Роснефть» планировала поставлять на свои нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия на Дальнем Востоке, в том числе на проектируемый Тяньцзиньский НПЗ, а также экспортировать в Китай по долгосрочным контрактам.