«Газпром» нашел партнеров для расширения «Северного потока»

Это позволит ему усилить переговорную позицию по «Турецкому потоку»
Алексей Миллер нашел партнеров для расширения «Северного потока»
Алексей Миллер нашел партнеров для расширения «Северного потока» / Pavel Golovkin / AP

Руководители «Газпрома» Алексей Миллер, E.On Клаус Шефер, Shell Бен ван Берден и OMV Манфред Ляйтнер подписали меморандум о строительстве двух новых ниток газопровода «Северный поток» мощностью 55 млрд куб. м из России в Германию по дну Балтийского моря, говорится в совместном сообщении компаний. В ближайшее время будет создана общая компания. Не исключено, что в проекте появятся и другие участники, сказал представитель «Газпрома» Сергей Куприянов.

В консорциум Nord Stream AG, который владеет двумя действующими нитками газопровода мощностью 55 млрд куб. м, входят «Газпром», E.On, Wintershall и Engie (бывшая GdF Suez). Ранее Миллер говорил, что для двух следующих ниток будет создан новый консорциум.

Wintershall обсуждает участие в новом проекте, сказал представитель компании. Миллер также обсуждал расширение «Северного потока» с Gasunie, а Eni приглашал к участию в проекте, сообщал «Газпром». А вчера он обсуждал с уполномоченным представителем Engie по газу Жан-Франсуа Сирелли «необходимость создания новых прямых каналов для поставки газа в Европу».

Расширение «Северного потока», равно как строительство «Турецкого потока», позволит полностью отказаться от транзита газа через Украину с 2020 г. Но «Турецкий поток» до сих пор юридически не оформлен. Да и европейские партнеры «Газпрома» участвовать в нем не хотят.

Новые проекты для Shell и OMV

«Газпром» и Shell подписали меморандум о полуторакратном увеличении мощности СПГ-завода на «Сахалине-2». Shell давно добивается этого, но «Газпром» не мог определиться с ресурсной базой. Теперь он согласился поставлять на завод газ со своего проекта «Сахалин-3». С OMV заключен меморандум, по которому она может получить доли в двух участках Уренгойского месторождения «Газпрома».

Меморандум по «Северному потоку» – важный аргумент в переговорах с Турцией, говорит аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Пока это лишь декларация, таких было уже много. Но она очень своевременная. Ведь в случае с «Турецким потоком» «Газпром» слишком зависим от позиции Турции, переговоры с которой до сих пор не завершены, объясняет Нестеров.

Удвоение «Северного потока» позволит вместо четырех ниток «Турецкого потока» общей мощностью 63 млрд куб. м газа в год построить одну или две, согласен замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Первую нитку «Турецкого потока» мощностью 15,5 млрд куб. м планируется запустить до конца 2016 г. Она будет предназначена для поставок в Турцию тех объемов газа, которые она сейчас получает через Украину. Для нее уже изготовлены трубы и есть подрядчик. Три следующие нитки предназначались для поставок в Центральную и Восточную Европу. Их конечной точкой значится австрийский хаб Баумгартен. Туда же газ должен прийти и по новым веткам «Северного потока», сказал Ляйтнер. Но в Европе нет консорциумов, которые могли бы строить там продолжение «Турецкого потока», говорил в начале июня предправления Wintershall Марио Мерен. «Газпром» скорее всего построит одну или две нитки этой трубы для поставок в Турцию, отмечал он. Сам «Газпром» строить газопроводы на территории Европы не может по правилам Третьего энергопакета. До Австрии «Турецкий поток» планировалось продлить через Грецию, Македонию, Сербию и Венгрию. Но свой участок строить пока готова только Греция – и то на российские кредиты.

Гривач считает, что для «Газпрома» главное – найти вариант отказаться от украинского транзита. А подписание меморандума крупнейшими нефтегазовыми компаниями Европы показывает, что украинский транзит не нужен и им, отмечает завотделом нефтегазового комплекса ИНЭИ РАН Татьяна Митрова. «И не так важно, какой из проектов в итоге состоится, – продолжает Гривач. – Когда есть альтернатива, с потенциальными партнерами торговаться проще». Он добавляет, что если в Европе будет дополнительный спрос, то строить можно обе трубы.

Правда, у новых ниток «Северного потока» будут такие же проблемы, как и у «Турецкого», говорит Гривач. Поставщики газа не смогут владеть этими газопроводами и им придется либо добиваться исключений, либо искать партнеров, которые смогут стать операторами, заключает он.