Кризис подкосил российских машиностроителей – они теряют клиентов
Лишь металлургам девальвация помогла заработатьВ апреле президент Владимир Путин говорил: «В целом уже понятно, что никакого коллапса [экономики] нет и не будет» (цитата по «Интерфаксу»). «Но это не значит, что у нас сейчас все наверх попрет. Может быть даже, мы еще почувствуем то, что происходило в начале прошлого – в начале этого года, где-то в течение этого года будем чувствовать, это будет отражаться на отдельных показателях», – добавил президент.
Нефтяная отрасль, которая стала основной мишенью санкций, сумела выстоять, даже несмотря на падение цен на нефть, – помогла девальвация. А вот отрасли промышленности по-разному отреагировали на новый кризис, спровоцированный политическими проблемами и общим экономическим спадом. Экспортерам металлов и металлургического сырья девальвация рубля помогла увеличить квартальную прибыль, но проблемы с доступом к рынкам заемного капитала, сложности на рынках сбыта и с продажами в России не дают поводов для долгосрочного оптимизма. Тяжелее всего пришлось машиностроителям и авиаторам: экономический спад, снижение покупательной способности из-за общих для экономики проблем привели к падению спроса на их продукцию и услуги. По оценке бывшего министра финансов Алексея Кудрина, падение ВВП в этом году может составить 4%. «Страна находится в полноценном кризисе, по всем меркам», – заявил Кудрин, выступая в начале июня в Совете Федерации (цитата по «Интерфаксу»).
Металлургия: трудности впереди
Девальвация рубля позитивно сказалась на прибылях сталеваров: несмотря на то что основной рынок для них – Россия, цены на продукцию рассчитываются в зависимости от экспортных. По итогам I квартала 2015 г. «Северсталь» увеличила прибыль на 62% в сравнении с прошлым годом – до $502 млн, ММК получил $196 млн прибыли против убытка годом ранее, а у НЛМК прибыль увеличилась на 85% к прошлому году – до $321 млн. Но этот эффект временный, предупреждает аналитик Газпромбанка Айрат Халиков. Выручка с начала года у всех сталеваров упала: у НЛМК на 16%, у «Северстали» на 23%, у ММК на 19%. Внутренний рынок, на который они делают ставку, сжимается, проседают секторы строительства и машиностроения, перечисляет Халиков. «Северсталь», к примеру, в 2015 г. намерена снизить продажу металла автопроизводителям на 10–15%, говорил представитель компании.
Из-за девальвации снизилась себестоимость производства стали, но воспользоваться этим на экспортных рынках, где девальвации к доллару не было, производители могут не успеть. Иностранные потребители российского металла в 2015 г. начали защищать внутренние рынки, говорит вице-президент НП «Русская сталь» Игорь Хороший. Менее чем за 12 месяцев российские металлурги столкнулись с проблемами в США, ЕС, Турции, Мексике и др., отмечает в своей презентации Хороший. К тому же цены в долларовом выражении на внешних рынках падают из-за мирового перепроизводства стали. Российским металлургам придется защищать собственный рынок, увеличивать уровень передела и искать выходы на новые рынки, заключает представитель «Русской стали».
Девальвация помогла экспортерам цветных металлов: себестоимость производства на заводах UC Rusal к апрелю 2015 г. снизилась в сравнении с III кварталом 2014 г. на 17,3% до $1437 за 1 т. Это привело к росту рентабельности в I квартале 2015 г. на 4 п. п. до 29,1%.
Автопром: в поисках дна
Санкции, введенные против России, напрямую не ударили по автопроизводителям, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. За исключением локальных случаев, например прекращения импорта бронированных легковых машин, о чем рассказывал представитель Daimler. Санкции спровоцировали общее снижение покупательной способности, говорит сотрудник одного из предприятий. В прошлом году российский автомобильный рынок легковых машин и LCV просел на 10,3%, за пять месяцев 2015 г. падение составило уже 37,6%, по данным АЕБ.
Российской нефти – российские суда
Для Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) кризис может стать дополнительным стимулом для развития производства. ОСК предстоит выполнить заказы для нефтегазовых компаний. Только «Роснефть» до 2027 г. может заказать около 28 судов и 12 платформ стоимостью 40,8 млрд руб. В России пока не производятся газовозы и супертанкеры (тоннажностью более 100 000 т). Но государство заботится, чтобы российские суда были построены и имели рынок сбыта. Морской экспорт российского сжиженного природного газа и нефти, добытой на шельфе, должен будет осуществляться только судами под российским флагом, писал «Интерфакс» со ссылкой на высокопоставленного чиновника.
Автозаводы снижают производство, сокращают количество рабочих дней и смен, снижая численность. «АвтоВАЗ» снизил в 2014 г. количество сотрудников примерно на 20%. Американская GM в марте 2015 г. объявила о планах законсервировать к июлю свой российский завод, а с января 2016 г. – прекратить продажи в России массовых моделей. Частично компенсировать падение продаж в России автопроизводители пытаются за счет экспорта, чему способствует слабый рубль. К примеру, «Камаз» в I квартале 2015 г. увеличил экспорт машин и сборочных комплектов на 28% до 895 шт., компания вплотную приблизилась к цели – экспортировать 20–30% продукции. Новые рынки сбыта изучают и заводы, построенные иностранными автоконцернами: Renault, Hyundai, Ford Sollers и проч. Автопроизводителей поддерживает государство через программы обновления парка, льготного автокредитования (компенсирует банкам часть процентной ставки), льготного автолизинга (компенсирует лизинговым компаниям часть авансового платежа) и др.
По «шоковому» прогнозу «Автостата», продажи новых легковых автомобилей в России упадут в 2015 г. на 55% до 1,06 млн шт., по среднему – на 42%, по оптимистичному – на 30%. По мнению исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, если ситуация в экономике страны не будет ухудшаться, то в 2016 г. продажи будут на уровне 2015 г., а в дальнейшем начнут расти. Рынок остается перспективным с точки зрения уровня автомобилизации, подчеркивает он, в России на 1000 человек приходится 284 машины, а, например, в Германии – 539 шт.
Авиаперевозки: рост отменяется
Из-за девальвации авиаперевозки, после кризиса 2008–2009 гг. стабильно демонстрировавшие рост на 11–13%, начали снижаться. В 2014 г. российские авиакомпании увеличили перевозки пассажиров на 10,2%, а за пять месяцев 2015 г. в сравнении с предыдущим годом – сократили на 2%.
Большинство крупнейших авиакомпаний отчитались об убытках за 2014 г. Крупнейший перевозчик – «Аэрофлот» получил убыток по МСФО в 17,1 млрд руб., первый за 10 лет. «Аэрофлот» подвели нефтяные опционы, по условиям которых компания выплачивает банку компенсацию при цене на нефть, которая опускается ниже определенного уровня. Вторая авиакомпания в России – «Трансаэро» увеличила убыток по МСФО на 8,4% до 14,46 млрд руб. Убыток «Ютэйр» по РСБУ – 22,3 млрд руб. «Трансаэро» и «Ютэйр» ведут переговоры с кредиторами о реструктуризации многомиллиардных долгов. Лишь авиакомпания «Сибирь» в 2014 г. увеличила чистую прибыль по РСБУ на 23,7% до 868,7 млн руб.
Авиаперевозчики могли предусмотреть такой исход, считает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. После кризиса 2008–2009 гг. начался приток пассажиров в авиационные перевозки, в частности за счет сокращения спроса на поездки по железной дороге. Тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки каждый год росли и растут – иногда на уровень, превышающий инфляцию, говорит Рожков. В то же время тарифы авиакомпаний в 2011–2014 гг. в основном стагнировали. Этот фактор и удобство авиационного транспорта сделали его конкурентоспособным. «Авиакомпании активно конкурировали и держали цены на билеты на низком уровне. Это вылилось в то, что появились компании с высокой долговой нагрузкой, в частности «Ютэйр» и «Трансаэро», – говорит Рожков. При уровне роста ВВП в 1–3% в год темпы роста пассажиропотока, вероятно, и без влияния девальвации рубля упали до 5–6% и остались на этом уровне еще на несколько лет.