«Роснефть» откладывает бурение на семи участках арктического шельфа

Роснедра разрешили госкомпании перенести срок начала работ на 1–3 года
Пока у «Роснефти» всего одна скважина на арктическом шельфе
Пока у «Роснефти» всего одна скважина на арктическом шельфе / «Роснефть» / AP

«Роснефть» получила от Роснедр одобрение на перенос сроков бурения по семи участкам на шельфе от года до трех лет, сообщил 11 июня «Интерфакс» со ссылкой на министра природных ресурсов Сергея Донского. Речь идет о Поморском, Южно-Приновоземельском, Северо-Поморском – 1 и -2, Русском, Восточно-Сибирском и Западно-Матвеевском участках. Представитель «Роснефти» не ответил на вопросы «Ведомостей».

«Роснефти» сложно будет найти компанию, которая бы согласилась работать на тех же условиях, что ExxonMobil и другие ее партнеры, говорит старший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов. Иностранные компании финансируют геолого-разведочные работы на шельфе. ExxonMobil уже признала возможный убыток в $1 млрд от остановки работ с «Роснефтью», если ни один их проект не состоится. Кроме снятия санкций цена на нефть должна быть выше $80 за баррель для таких проектов, отметил аналитик. В любом случае коммерческая добыча могла начаться не ранее 2020 г., а теперь может быть отложена до лучших времен, заключил Корнилов.

В феврале стало известно, что компания направила в Роснедра список участков для внесения изменений в условия лицензий. В нем 12 проектов (10 на шельфе и два в транзитных зонах морей) в Охотском, Баренцевом, Печорском, Восточно-Сибирском морях. Причина – уход иностранных партнеров из проектов и большие инвестиции в шельфовые проекты, говорил источник «Ведомостей», близкий к Роснедрам.

Для работы на шельфе «Роснефть» заключила соглашения с ExxonMobil, Eni, Statoil. В 2014 г. с Exxon она пробурила первую скважину «Университетская-1» на участке Восточно-Приновоземельский – 1 в Карском море. По итогам работ «Роснефть» сообщила об открытии нового месторождения, названного «Победа» (запасы по категориям С1 + С2 – 130 млн т нефти и 499,2 млрд куб. м газа).

Вторую скважину планировалось пробурить в 2015 г. Но работы пришлось перенести на 2016 г. из-за санкций США и ЕС против России. Они запретили, в частности, американским и европейским компаниям ввозить оборудование для работ в российской части Арктики, а также оказывать услуги для таких проектов. К тому же «Роснефть» осталась без буровой установки: West Alpha (принадлежит North Atlantic Drilling), с помощью которой она бурила первую скважину в Карском море, пришлось вернуть в Норвегию. Новую пока не нашли.

$500 млрд за четверть века

У «Роснефти» 48 шельфовых участков с перспективными ресурсами в 41,8 млрд т нефтяного эквивалента. Коммерческая добыча планировалась после 2025 г. Инвестиции «Роснефти» в Арктику в ближайшие 20–25 лет могут составить $500 млрд, говорил в начале года министр энергетики Александр Новак.

В четверг агентство Reuters со ссылкой на источники сообщило, что бурение и второй скважины в Карском море может быть отложено. «Пока все экономические и внешние обстоятельства такие, что и в 2017 г. скважины, скорее всего, не будет. Пока «Роснефть» в ожидании, что будет снят санкционный режим, что ExxonMobil снова начнет работу. Без Exxon «Роснефть» сама не хочет работать», – сказал собеседник Reuters. Бурение может застопориться на несколько лет, отметил другой источник агентства.

«Роснефть» при реализации шельфовых проектов строго придерживается условий выданных лицензий на право пользования недрами и проводит работы с превышением установленных лицензиями обязательств, – прокомментировал ее представитель информацию Reuters. – Планы компании по работам в 2016–2017 гг. предусматривают безусловное выполнение всех работ, предусмотренных лицензиями». Представитель ExxonMobil отказался от комментариев.

«С арктическим шельфом сейчас все очень сложно: нет партнера и оборудования, а при таких долгах [«Роснефти»] и низких ценах на нефть бурение [в Карском море] – это удар по кошельку компании», – сказал собеседник Reuters. Чистый долг «Роснефти» на конец 2014 г. составлял $43,8 млрд.