UC Rusal и ее потребители просят защиты от импорта

Они предложили Минпромторгу ввести заградительные пошлины на изделия из алюминия
Участники совещания предложили установить импортные заградительные пошлины на ввоз ряда алюминийсодержащих товаров
Участники совещания предложили установить импортные заградительные пошлины на ввоз ряда алюминийсодержащих товаров / ТАСС

Введение заградительных пошлин выгодно и UC Rusal, и российским производителям изделий из алюминия, считает аналитик Газпромбанка Айрат Халиков. Ведь тогда вырастет доля произведенной в России продукции, что, в свою очередь, потребует дополнительных поставок отечественного металла.

Во вторник, 9 июня, представители UC Rusal, «Ростеха», Alcoa (владеет заводами по производству проката и изделий из алюминия в Самаре и Белой Калитве), Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и Объединенной судостроительной корпорации на встрече в Минпромторге объявили о создании ассоциации производителей и потребителей алюминия. Об этом рассказал «Ведомостям» директор по сбыту UC Rusal Роман Андрюшин и подтвердили представители Минпромторга, ОАК и Alcoa. Ассоциация нужна для того, чтобы увеличить потребление алюминия в России и СНГ, а также сократить долю импорта алюминийсодержащей продукции, отметил Андрюшин.

В 2014 г. потребление продукции из алюминия (в пересчете на металл) в России и СНГ, по данным UC Rusal, составило 1,9 млн т. При этом на продукцию компании пришлось меньше половины – 900 000 т произведенного в России первичного алюминия. Еще 300 000 т пришлось на вторичный алюминий (выплавляется из лома), а оставшиеся 700 000 т были импортированы. Долю импорта нужно сокращать, именно это должно составить основной потенциал развития отрасли, говорит собеседник «Ведомостей» в одной из компаний – участниц встречи.

Участники совещания предложили установить импортные заградительные пошлины на ввоз ряда алюминийсодержащих товаров. Например, для колесных дисков на уровне «применяемой в развитых странах – 20–30%», некоторых видов фольги и экструзии, отметил один из участников встречи. Сейчас пошлины на алюминий и содержащую алюминий продукцию колеблются от 0% (для производства авиационных двигателей) до 17,5% (для алюминиевых полос жалюзи), следует из данных Евразийской экономической комиссии.

UC Rusal уже предложила Минпромторгу увеличить ставки пошлин на ряд товаров из алюминия, говорит представитель министерства. А Минпромторг начал готовиться к переговорам в рамках ВТО по этому вопросу. «При этом необходимо понимать, что изменение в сторону ухудшения условий общего доступа на российский рынок недопустимо. То есть если мы решим увеличить ставку по какому-то продукту, например, на 10%, то мы должны предложить альтернативный вариант по соответствующему снижению по другому товару на те же 10%, – отмечает представитель Минпромторга. – Поэтому сейчас рано говорить о каких-то принятых решениях – все будет определяться в процессе переговоров, которые продлятся около года». Представители Минэкономразвития и Евразийской экономической комиссии говорят, что предложений по введению пошлин еще не получали.

Ассоциация также предлагает стимулировать потребление алюминия в строительной отрасли, авиа-, авто-, судо- и вагоностроении. «Для этого ассоциация будет в том числе рассматривать и реализовывать новые инвестпроекты в ключевых секторах при поддержке национальных банков и РФПИ. Поддержка Минпромторга в этом случае будет (помимо прочего) в виде предоставления госгарантий и субсидирования процентной ставки при получении финансирования», – отмечает Андрюшин. Представитель РФПИ комментировать это отказался.

Если стимулировать рынок с применением всех этих методов, то к 2020 г. можно увеличить потребление алюминия в России на 16–32% до 2,2–2,5 млн т, считает Андрюшин.

Но заградительные пошлины и субсидирование – не главное, уверяет близкий к Минпромторгу человек. «Производители и потребители алюминия должны придерживаться единой стратегии и понимать, кто сколько металла и для чего производит, – говорит он. – Чтобы не получилось так, что кто-то из производителей инвестирует в 2015–2016 гг. в модернизацию мощностей и повышение качества алюминия или сплава, а потребитель к 2025 г. перейдет на использование композитных материалов».

Участники совещания предложили установить импортные заградительные пошлины на ввоз ряда алюминийсодержащих товаров