«Трансаэро» в I квартале сократила убыток и увеличила долг

Аналитики сомневаются, что компания сможет погасить краткосрочный долг в 43,9 млрд рублей
Е. Разумный
Е. Разумный / Ведомости

Но в то же время «Трансаэро» увеличила долг – с начала года чистый долг вырос на 3,5% до 67,6 млрд руб. Изменилась и его структура: краткосрочный долг вырос на 20,1% до 43,9 млрд руб. Структура займов изменилась в связи с наступлением срока погашения части долгосрочных заимствований в течение 12 месяцев, объясняет представитель «Трансаэро». Оказала влияние и конъюнктура финансового рынка: в новых экономических условиях возможности по привлечению финансирования ухудшились, осложнилась пролонгация кредитов, продолжает он. Свою роль могло сыграть и ослабление рубля в I квартале, допускает аналитик Газпромбанка Михаил Ганелин. По данным на конец года, 30,7% краткосрочных займов компании были номинированы в валюте, следует из отчета по МСФО.

«Трансаэро» в I квартале года получила чистый убыток в 5,7 млрд руб., следует из квартальной отчетности перевозчика по РСБУ. За год компания немного улучшила результаты – за аналогичный период прошлого года по РСБУ чистый убыток был 8,1 млрд руб. Выручка компании выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9,6% до 22,9 млрд руб.

Основная выручка «Трансаэро» рублевая, да и денежного потока «Трансаэро» не хватит, чтобы погасить краткосрочный долг, считает портфельный управляющий УК «Капиталъ» Дмитрий Постоленко. Но это второй в России перевозчик, так что компании должны помочь: государство через госбанки поддержит ее, считает Постоленко. На конец 2014 г. крупнейшим кредитором «Трансаэро» был ВТБ, задолженность перед ним – 9,5 млрд руб. В конце декабря авиакомпания получила в ВТБ кредит на 9 млрд руб. под госгарантию на всю сумму. В начале апреля авиакомпания сообщала, что «все средства, полученные по кредиту [обеспеченному госгарантиями], были израсходованы до окончания января 2015 г.». Вторым по объемам кредитором был «Газпромбанк». Сумма задолженности в виде заемных средств перед ним - 7,3 млрд руб., также есть кредиторская задолженность на 5,2 млрд руб. По итогам I квартала крупнейшим кредитором остается ВТБ – задолженность перед ним составляет 12,7 млрд руб. Долг перед «Газпромбанком» составляет 7,7 млрд руб. (сумма кредиторской задолженности не изменилась). Просрочки по этим кредитам нет. Однако в целом в структуре кредиторской задолженности компании есть просроченные обязательства – такое уточнение есть к результатам I квартала 2015 г. и 2014 г.

«Трансаэро»

Авиакомпания
Акционеры: Александр Плешаков – 18,23%, Ольга Плешакова – 18,39%, START-UP INVESTMENTS LIMITED – 6,48%. Капитализация – 15 млрд руб. Выручка (МСФО, 2014 г.) – 113,8 млрд руб. Чистый убыток – 14,46 млрд руб.

В конце мая первый заместитель председателя правления Сбербанка Максим Полетаев заявил, что «Трансаэро» нарушила ковенанты по кредитам банка, но ей предоставлены ковенантные каникулы на месяц. «Бизнес-план пока нам компания не представила <...> Честно говоря, если бизнес-модель не претерпит существенных изменений, мы, наверное, будем не согласны оставаться в этом клиенте. Будем просить вернуть нам долг», – подчеркивал топ-менеджер (цитаты по «Интерфаксу»).

«Трансаэро» договаривается о рефинансировании долга. Организатор синдицированного кредита – ВТБ. Для получения синдицированного кредита может понадобиться госгарантия. Сейчас правительство рассматривает возможность предоставления авиакомпании еще одной госгарантии на сумму до 70 млрд руб., рассказывали источники в банках-кредиторах.

Авиакомпания уже принялась пересматривать планы. В частности, по пополнению флота. Во вторник старший вице-президент «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) Евгений Андрачников заявил, что производитель больше не ведет с «Трансаэро» переговоров о поставках самолетов Sukhoi SuperJet-100 (SSJ100). Перевозчик подписал соглашение на поставку шести самолетов SSJ100 стоимостью $212,4 млн с опционом еще на 10 машин в 2012 г. Ранее гендиректор ГСС Юрий Слюсарь говорил, что соглашение не является твердым контрактом.

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"