Грузооборот российских портов растет вопреки санкциям и экономическому спаду
Основная причина – рост экспорта черных металлов и нефтиПо данным Ассоциации морских торговых портов, в январе – апреле 2015 г. грузооборот российских портов увеличился по сравнению с 2014 г. на 5,8% до 212,3 млн т. Экспортных грузов перегружено 173,2 млн т, на 7,5% больше, чем в прошлом году, импортных – 10,4 млн т, на 23,9% меньше, чем в 2014 г. В 2014 г., по данным Минтранса, объем перевалки грузов в российских портах составил 623,4 млн т, что на 5,7% больше, чем в 2013 г.
Новые маршруты
Рост перевалки в портах в большой степени связан с тем, что ранее европейские грузы доставлялись в Россию автотранспортом, а сегодня поставки из стран Азии и Латинской Америки происходят совершенно иными маршрутами, с применением морского транспорта, считает Игорь Ребельский, гендиректор V.I.G.Trans (логистический оператор и таможенный представитель).
По словам гендиректора Первой таможенной компании Кирилла Летягина, кризисные явления в экономике и продуктовое эмбарго привели к перераспределению нагрузки между портами – увеличилось число грузов, проходящих через южные порты России, в первую очередь это связано с увеличением импорта продуктов питания и прочих грузов из Турции, Израиля и с Ближнего Востока. «Также нашей компанией осуществлялись перевозки спецтехники и прочих комплектующих в страны Африки», – говорит он. По его словам, обратная ситуация возникла в портах Северо-Запада: существенное снижение грузооборота с Европой негативно сказалось на количестве грузов. В этом виноваты и санкции, и нестабильный курс валюты. «Многие наши клиенты, работающие с Европой, просто приостановили свои контракты и ждут стабилизации ситуации», – говорит Летягин.
Почему и кто растет
По данным Ассоциации морских торговых портов, в январе – апреле 2015 г. выросла перевалка наливных грузов на 10,5% до 124 млн т – в основном за счет сырой нефти (рост на 7,2% до 68,8 млн т) – и нефтепродуктов (рост на 16,6% до 49,3 млн т). Перевалка сухих грузов упала на 0,2%, перевалка грузов в контейнерах сократилась на 14,4% до 13,1 млн т. В апреле – марте показали рост порты Азово-Черноморского бассейна (на 11,7% до 70,2 млн т) – в основном за счет Новороссийска – и Балтийского бассейна (на 4,7% до 74,9 млн т) – в основном за счет Усть-Луги, – а также порты Дальневосточного бассейна (на 2,3% до 53,4 млн т) – за счет Восточного.
При этом объем транзита грузов РФ через порты стран Балтии за январь – март 2015 г. сократился минимум на 15%, замечает Ребельский. По его словам, грузовладельцы уходят в Петербург из Котки, Таллина, Риги, поскольку маршрут через Петербург дешевле. (За четыре месяца 2015 г. у таллинского порта грузооборот сократился на 21%, у рижского – вырос на 4,7%, по данным сайтов компаний.) Раньше петербургский порт был так загружен, что не все грузовладельцы могли получить туда доступ, а сейчас российские порты стали лучше справляться с объемом работы, отмечает он. Переориентация грузопотоков на отечественные перевалочные мощности началась в середине 2014 г. и отразилась на загруженности портов Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов, говорит Алексей Лазарев, заместитель гендиректора по производству ООО «Трансойл». По его словам, объем перевозок парком «Трансойла» в порт Усть-Луга за прошлый год вырос в 1,5 раза и составил 14,4 млн т (в 2013 г. – 9,6 млн т). Это произошло за счет роста объемов перевозок стабильного газового конденсата «Новатэка», говорит Лазарев. В целом увеличивается объем грузов, отправляемых морским путем, это обусловлено в значительной степени вводом мощностей в Усть-Луге, отмечает он.
Выигравшие и проигравшие
По данным ФГУП «Администрация морских портов Балтийского моря», грузооборот Большого порта Санкт-Петербург сократил перевалку грузов на 10,7% до 17,1 млн т, Калининград – на 4,7% до 4,3 млн т, заметный рост показала только Усть-Луга (21,5% до 28,0 млн т). В январе – феврале Большой порт Санкт-Петербург потерял 8% грузов, на 15% сократилась перевалка контейнеров до 273 293 TEU, генеральных грузов – на 10%, накатных – на 35%, выросли только навалочные грузы – на 17%, сообщает пресс-служба порта.
Стивидор Большого порта Санкт-Петербург ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб) в январе – марте 2015 г. обработал 2 млн т грузов, что на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает его пресс-служба. Из них 1,6 млн т составили генеральные грузы, 0,4 млн т – насыпные и навалочные грузы. Динамика грузооборота обусловлена в основном наращиванием экспорта стали металлургическими предприятиями, экспортные отгрузки цветных металлов в порту выросли на 22% до 396 000 т. Количество накатных грузов у МП СПб упало на 38% до 83 000 т – в связи со снижением объема импорта новых легковых автомобилей, объясняет представитель компании. Также со второй половины 2014 г. МП СПб приступил к обработке продовольственных товаров, которых по итогам I квартала перевалено 25 000 т.
Спасение – фрахт
Северо-Западное пароходство в I квартале 2015 г. перевезло на своих судах 1,3 млн т грузов, на 7% меньше, чем в 2014 г., сообщает его пресс-служба. Причина – вывод из эксплуатации старых судов и неблагоприятная экономическая ситуация на рынках Европы и России, говорит представитель компании. При этом выручка компании от фрахтовой деятельности за счет использования флота на более выгодных грузопотоках выросла на 28% до 1,8 млрд руб. Большую часть перевозок составили экспортные грузы – зерно, лом, каменный уголь, химические и минеральные удобрения, перевозка которых выросла на 41% до 0,85 млн т. При этом импорт снизился на 44% до 0,05 млн т, что вызвано сокращением грузопотоков в Россию из стран Европы.
Санкции и экономический спад привели к снижению импортных грузоперевозок на 25–40% в зависимости от типов товаров, говорит Александр Дьяконов, директор по транспорту FM Fresh. По его словам, в контейнерном импорте падение не превышает 25%, хотя и особых причин для значительного роста нет. Скорее всего, он останется на том же уровне еще какое то время, так как сейчас происходит перераспределение географии поставок товаров в РФ – этому способствуют устойчивые связи с Китаем, Индией и странами Юго-Восточной Азии, считает он.
Еда пошла другим потоком
По словам Генриха Арутюнова, директора по закупкам и логистике агропромышленной группы «Продо», эмбарго в основном коснулось производителей в мясной отрасли в связи с временным ограничением ввоза сырья из Северной Америки и Европы, выбор сузился до Южной Америки. В Южной Америке время от времени из-за засухи мелеют реки, бастуют портовые работники, тонут в фарватере корабли, в результате грузы задерживаются либо скапливаются и разом приходят в порт назначения, а это всегда дополнительные затраты, говорит Арутюнов. Порт Санкт-Петербурга – узкое горло, сюда попадают основные транспортные потоки, говорит он. Тарифы на перевалку грузов традиционно рассчитываются в долларовом эквиваленте, поэтому стоимость услуг по перевалке грузов в ОАО «Большой порт Санкт-Петербург» и ОАО «Калининградский морской торговый порт» выросла с декабря 2014 г. в 2 раза, а через эти порты идет основной объем поставок импортной рыбной продукции, констатирует Алексей Аронов, исполнительный директор Рыбной ассоциации. По его словам, компании не имеют возможности заключать с компаниями-стивидорами прямые договоры, поэтому оплачивают дополнительно к тарифу стивидорной компании агентскую наценку морского перевозчика, это приводит к тому, что стоимость тарифа увеличивается на 5–10% за операцию с одной тарой. В результате стоимость обработки рефрижераторного контейнера в порту Санкт-Петербурга составляет от 70 000 до 100 000 руб. – всего в 2 раза меньше, чем перевозка железнодорожным транспортом контейнера с Дальнего Востока в центральную часть России, говорит Аронов.