Официальные данные показали рост авиационных грузоперевозок в России
Но это гримасы статистикиТенденция сдержанного роста грузоперевозок наблюдалась в прошлом году на мировом рынке, напоминает Ильин. В целом за 2014 г. рост спроса на грузоперевозки по миру составил 3%, что коррелируется со средними темпами роста в 2,6% за последние 10 лет, по данным организации гражданской авиации IATA, говорит он. Рынок авиационного импорта в Россию вместе с мировыми показателями в последние годы стабильно рос достаточно высокими темпами (более 5% в среднем за год за последние 10 лет). Однако в 2014 г. рынок импорта в Россию начал сокращаться. По данным Ильина, по итогам 2014 г. он сократился на 8%, в первые три месяца 2015 г. – на 25% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. За исключением того, что из стран ЕС и США полностью прекратились отправки сельхозпродукции, в остальном структура перевозок остается без изменений в последнее время, отмечает представитель «Аэрофлота».
По данным Росавиации, за январь – апрель 2015 г. объем перевезенных грузов и почты у российских перевозчиков увеличился на 5,9%, грузооборот – на 14% (до 1,725 млрд руб. тонно-километров). В то же время внутренние перевозки падают: за три месяца – минус 15,7% по грузообороту и минус 14% по объему перевезенного груза. Еще хуже чувствуют себя местные перевозки: грузооборот снизился за четыре месяца на 25,1%, объем перевезенных грузов – на 20,5%.
Гримасы статистики
Три крупнейшие пассажирские авиакомпании России одновременно входят и в топ-5 грузоперевозчиков страны, поскольку доставка грузов в багажниках самолетов рассматривается ими как важное бизнес-направление, говорит глава аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Единственный игрок среди лидеров, который специализируется на грузовых перевозках, – группа «Волга-Днепр». Входящая в группу «Эйрбриджкарго» является абсолютным лидером рынка: объем грузов, которые компания перевезла за четыре месяца 2015 г., более чем в 2 раза превышает объемы других компаний из топ-5. Как пояснил представитель «Эйрбриджкарго», большая часть грузопотока приходится на транзит и его доля увеличивается. Так, в I квартале 2015 г. 15% грузопотока приходится на импорт и экспорт, т. е. не является транзитом. Для сравнения: в I квартале 2014 г. на экспортно-импортные перевозки пришлось 25%. Конкурентоспособность «Эйрбриджкарго» повысилась за счет девальвации рубля, так как часть издержек компании номинирована в национальной валюте, напоминает Пантелеев. Именно объемы «Эйрбриджкарго» влияют на рост статистики международных перевозок и общие положительные цифры – транзитные перевозки российских компаний засчитываются как международные, поясняет представитель Росавиации.
Прямые договоры «Почты России»
В конце 2013 г. «Почта России» заключила один из первых в своей практике прямых договоров на авиаперевозку почты с компанией «Ютэйр». «Почта России» гарантировала «Ютэйр» до конца 2014 г. ежемесячную загрузку самолетов в объеме 370 т почтовых отправлений. В начале июня прошлого года также стало известно, что «Почта России» заплатит S7 Airlines 560 млн руб. за перевозку посылок. По условиям соглашения «Почта России» гарантирует S7 Airlines до конца 2014 г. ежемесячную загрузку самолетов компании. В период с марта по июнь «Почта России» обязалась перевозить на самолетах компании не менее 715,7 т почты в месяц, в высокий сезон – с июля по декабрь – 798,5 т в месяц. До этого «Почта России» заключала договоры с подрядчиками, которые распределяли доставляемую почту между авиаперевозчиками.
Нечего возить
«В России производят мало того, что нужно возить по воздуху, – не производят массово ни микросхемы, ни телефоны, ни живого тунца, ни фармацевтику», – отмечает научный сотрудник Высшей школы экономики (ВШЭ) Андрей Крамаренко, говоря о причинах снижения объемов грузовых авиаперевозок. Товары, которые сильнее всего подорожали из-за изменения курса рубля и которых прежде всего коснулись санкции, – рыба, мясо, техника для нефтегазовой индустрии – были в числе приоритетных грузов для крупнейших авиакомпаний. Сильнее всего среди лидеров рынка снижение коснулось авиакомпаний «Трансаэро» и «Сибирь»: за январь – март их грузооборот снизился на 26,9 и 21,9% соответственно. В отчете за III квартал прошлого года по РСБУ «Трансаэро» называла себя лидером отрасли по грузообороту именно на внутренних авиалиниях.
«Анализируя статистику, можно прийти к выводу, что грузопоток первым реагирует на сложности, возникающие на рынке. Это является следствием того, что спрос на товары, которые в основном перевозятся по воздуху, напрямую зависит от общей экономической ситуации в стране», – говорит представитель «Домодедово». Исполнительный директор «Эйрбриджкарго» Денис Ильин также отмечает падение спроса на импортную продукцию в России. Он связан с девальвацией рубля, из-за которой снизился платежеспособный спрос – прежде всего на товары высокой стоимости. Именно их чаще всего и возят самолетом – сначала в Россию, а потом по стране.
Аэропорты ждут роста
Впрочем, российские аэропорты ждут роста рынка и готовятся к нему. Так, в «Домодедово» планируют новый грузовой комплекс общей площадью 26 000 кв. м – это увеличит проектную мощность карго-терминала «Домодедово» в 2 раза. Международный аэропорт «Шереметьево» (МАШ) в среднесрочной перспективе (к 2020 г.) прогнозирует рост грузопотока в аэропорту до 679 000 т. «К 2018 г. планируется возвести новый современный грузовой терминал «Москва карго», возможности по грузообороту которого будут составлять более 400 000 т в год», – сказал представитель МАШ. «Домодедово» уже несколько лет занимает второе место после «Шереметьево» по объему обработанных грузов. Третий по объемам, со значительным отставанием, – «Внуково». Среди региональных аэропортов лидером долгое время был Владивосток, в 2014 г. его сменил Хабаровск, а по результатам трех месяцев года впереди Новосибирск.
Как правило, в российских аэропортах, в том числе в Новосибирске, происходит только посадка на дозаправку, без перегрузки и сортировки, говорит Крамаренко. При таком транзите авиакомпания платит только за взлетно-посадочные операции и топливо. Для Lufthansa Cargo Красноярск – очень важная остановка для грузовых рейсов между Германией и Восточной Азией. «Это вторая крупнейшая остановка для грузовых самолетов во всей [маршрутной] сети», – говорит представитель компании. Деятельность грузовых операторов в аэропортах, которые действуют как хабы для крупных грузовых компаний, остается прибыльной. Так, грузовой оператор «Шереметьево карго» (МАШ принадлежит 89%) в 2014 г. получил выручку в 2,7 млрд руб., его чистая прибыль – 152,157 млн руб. (сам МАШ закончил год с убытком в 15,9 млрд руб.). Также в «Шереметьево» работает «Москва карго», 74,9% которой через «Шереметьево холдинг» принадлежит кипрской TPS Avia. (Один из владельцев TPS Avia – Аркадий Ротенберг, его партнеры – Александр Пономаренко и Александр Скоробогатько.) Компания занимается наземным обслуживанием грузовых и почтовых перевозок, и последние доступные данные – за 2013 г. – показывают выручку в 208 млн руб., убыток компании составил 12,118 млн руб.
Услуги по перевалке грузов активно продвигает и аэропорт Владивостока – не без поддержки со стороны властей. Одна из инициатив, направленных на превращение российских аэропортов из пунктов дозаправки в грузовые хабы, – включение аэропорта Владивостока в качестве резидента в особую экономическую зону вместе с морским портом. В конце апреля Минвостокразвития РФ внесло на рассмотрение в правительство проект федерального закона «О свободном порте Владивостока». По проекту документа резиденты новой экономической зоны смогут платить единый налог, что существенно упростит ведение бухгалтерских и налоговых операций. Эта мера должна помочь снизить общую стоимость перевозки через аэропорт и увеличить спрос на его грузовые услуги. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. их объем снизился на 16,29%. «В перспективе с учетом реализации свободного порта Владивосток потребуется снятие ограничений по седьмой свободе воздуха [международного воздушного права], и в этом случае иностранные грузовые авиакомпании смогут базироваться во Владивостоке для выполнения международных грузовых авиаперевозок», – рассказал представитель аэропорта Владивостока.
Что растет
Сегментом, который фактически появился за последний год, стали авиаперевозки в Крым. С полуострова в Центральную Россию поставляются, в частности, фрукты и овощи, которые традиционно перевозятся авиационным транспортом. У «Аэрофлота» рост этого сегмента составил с нескольких тонн в месяц в 2013 г. и начале 2014 г. до 200 т в месяц из «Шереметьево» и до 40–50 т в месяц из Симферополя. «Положительная динамика сохраняется», – говорит представитель компании. Из Москвы в Крым «Аэрофлот» доставляет мобильные средства связи и электронику, автомобильные запчасти, медицинское оборудование и медикаменты, продукты питания.
По мере заключения контрактов с новыми поставщиками снижение отправок продуктов питания и скоропортящихся товаров из стран ЕС компенсируется ростом доли таких грузов из регионов России и стран СНГ и Юго-Восточной Азии. По данным «Аэрофлота», вырос объем перевозок из Японии, а также Вьетнама и некоторых других стран Юго-Восточной Азии.
Также, по данным «Аэрофлота», как сегмент выросли перевозки почты. Перевозки почты и экспресс-отправлений – действительно один из немногих растущих сейчас видов грузов, говорит Крамаренко из ВШЭ. Причем почта, в первую очередь экспресс-доставка, – один из самых доходных грузов.
Несмотря на появление новых сегментов, происходит сокращение рынка перевозок в Россию и из России, и без того небольшого по мировым меркам, продолжает Крамаренко, однако это не трагедия для большинства российских компаний. Для лидеров рынка – кроме «Эйрбриджкарго» и «Волга-Днепр» – грузовые перевозки являются, по сути, побочным бизнесом. По данным отчетности «Аэрофлота» (лидирует по объему перевозки грузов среди пассажирских компаний) за 2014 г. по МСФО, выручка от грузовых перевозок составляет всего около 2,73% от общего объема выручки.